01.04.2020
Дистанционные технологии — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение образовательного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей – предоставить ребенку возможности получить образование на дому. Создать систему организационно – педагогических, методических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий посредством использования дистанционных технологий.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания.
Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Задачи:
- Определить механизм дифференциации воспитанников с целью формирования различных целевых групп для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе использования дистанционных образовательных технологий с помощью сформированного пакета диагностических методик.
- Проектирование системы организационно – педагогических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционных технологий.
- Разработать алгоритм технологической реализации и системы оценки эффективности обучения.
- Создать методические рекомендации по осуществлению индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий.
- Апробировать систему организационно – педагогических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционных технологий.
- Разработать программу курсов повышения квалификации для обеспечения готовности педагогов ДОО к реализации системы организационно – педагогических, методических и управленческих решений для индивидуализации обучения с использованием дистанционных технологий.
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2.Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
3.Возможность контролировать круг общения ребенка.
4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Требования к организации процесса дистанционного обучения:
- тщательно продуманное планирование деятельности воспитанников;
- предоставление необходимых и наглядных материалов;
- обеспечение эффективной и быстрой обратной связи между участниками образовательного процесса;
- постоянная поддержка познавательной мотивации ребенка.
Дистанционное обучение реализуется в следующих формах: онлайн – занятия, консультации, видео и фото, мастер – классы, виртуальные экскурсии, презентации, вебинары, онлайн – конференции, форумы, конкурсы и олимпиады, сайты.
Дистанционное обучение предъявляет к современному педагогу определенные требования и ставит перед ним определенные задачи. Педагог всегда несет ответственность за качество обучения, поэтому в условиях реализации дистанционного обучения он должен уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети интернет, владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.
Задачи педагога при организации дистанционного обучения:
- организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
- разработка системы и проведение оценки качества усвоения ребенком предполагаемого материала;
- оказание консультационной поддержки родителям, повышение их педагогической грамотности.
Требования к педагогу в условиях дистанционного обучения:
- знание предметной области;
- знание текстовых редакторов;
- навыки работы в интернете;
- уверенное пользование ПК;
- умение работать с программами по обработке изображения, таблиц, рисунков, видео;
- умение пользоваться электронной почтой.
Главная задача педагога при дистанционном обучении – научить ребенка проявлять свободу действий, чувствовать ответственность за результат своей работы, помочь ребёнку сформировать самостоятельность и самореализацию. Таким образом, осуществляется личностно – ориентированный подход к образованию. Воспитатель должен выступать как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенного количества знаний.
Свою работу педагог должен выстраивать по двум направлениям: задания для детей (выполняются совместно с родителями), и консультации, и рекомендации для родителей для повышения их педагогической грамотности.
При подготовки учебного материала педагог должен учитывать следующее:
- логика изложения материала (последовательность, взаимозависимость частей);
- сжатое изложение информации;
- включение наглядности;
- использование материала с учетом разного уровня подготовки детей;
- включение звука, графических вставок, видеоряда.
В структуру материала должно быть включено следующее:
- непосредственно учебный материал и наглядность;
- вопросы и задания для закрепления материала;
- рекомендации для родителей по изучению предлагаемого материала;
- задания для оценки качества усвоения материала.
Дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у ребенка к получению новых знаний. Поэтому педагогу необходимо так преподнести материал, чтобы родитель, показав его ребенку, смог заинтересовать его, пробудить интерес к познавательной деятельности. Здесь большое значение имеет наглядность предлагаемого материала. Использование мультимедийных элементов способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление.
Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей.
Необходимо помимо онлайн – обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Педагогический процесс – постоянные развивающееся взаимодействия педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.
Как сделать дистанционное обучение эффективным?
1.Составить расписание онлайн занятий:
- продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
- продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.
- Вовлекать ребенка постепенно:
- сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
- затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение.
3.Направлять, но не указывать:
- договориться с ребенком, в какое время он будет заниматься;
- ненавязчиво контролировать процесс обучения: интересоваться, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
- сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Следить, как ребенок осваивает материал, и соблюдает график.
Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствами интернет – технологий, предусматривающими интерактивность, но как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста несомненно важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущее все же человеку, у которого особый тип мышления, которого невозможно перевести на формально – логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями все же являются ребенок и педагог.