Служба медиации в ДОУ
В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, невольные конфликты из-за банального непонимания и разницы во взглядах возникают даже между взрослыми – педагогами и родителями/законными представителями.
Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым.
В таких случаях, и им подобным ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ ЧЛЕНЫ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор - независимое лицо, которое выступает в качестве посредника в урегулировании конфликта и помогает разрешить ситуацию в интересах конфликтующих (каждого конфликтующего).
В процессе медиации конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий (медиатор) создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы.
Служба медиации - эта служба, состоящая из работников образовательной организации.
Вы должны знать, что основными принципами медиации являются:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Вы участвуете во встрече добровольно, Вас никто не принуждает к участию в процедуре медиации. Вы вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Медиатор предоставит Вам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и правах участников медиации.
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Медиатор или служба медиации не имеют право разглашать информацию о процессе медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И МЕДИАТОРА
Медиатор несет ответственность за ход встречи, за соблюдение участниками принципов и правил медиации. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
Таким образом, если Вы добровольно согласились участвовать в процессе медиации, то специально обученный человек – медиатор, будет содействовать вам в разрешении конфликта, как третья нейтральная сторона.
Медиатор НЕ будет осуждать Вас, НЕ будет разглашать информацию, полученную от участников процесса медиации ни директору, ни полиции, НИКОМУ.
Медиатор будет только ПОМОГАТЬ конфликтующим сторонам договориться и прийти к взаимовыгодному решению.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы медиации
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Процедуру медиации можно условно разбить на несколько этапов:
- Вступительное слово медиатора. Выработка общих правил общения, проверка на добровольность вступления в процедуру,
- Презентация сторон. Каждой стороне отводиться равное количество времени.
- Дискуссия,
- Выработка решений,
- Принятие решения, соглашение.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Памятка службы медиации.
Служба медиации это:
1. Разрешение конфликтов силами детского сада.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика ранней дезадаптации.
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к руководителю службы медиации. После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон;
каким образом разрешить ситуацию;
как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
20.09.2022
МЕДИАЦИИ
Сегодня
медиация – одна из эффективных технологий урегулирования споров, используемая
во всех сферах жизни, в том числе в
дошкольном образовании. Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. №
193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ
урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия
сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Отмечено, что развитие медиации в дошкольных образовательных
организациях обусловлено целым рядом причин: в современном обществе все в
большей степени наблюдается социальное расслоение, отсутствие единых целей и
морали приводит к росту социального напряжения, противостоянию интересов и
конфликтности, обострению противоречий в обществе.
Развитие службы медиации в детском саду – социальная инновация, направленная на формирование безопасной среды не только для детей, но и для взрослых.
Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2020 годы», ФГОС дошкольного образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.
В МБДОУ служба медиации действует на основании действующего законодательства и Положения о службе медиации, способствует реализации требований ФГОС дошкольного образования.
Цель программы: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам); формирование культуры отношений субъектов образовательного процесса(воспитанников, сотрудников, родителей (законных представителей), администрации), посредством медиативных технологий.
Задачи программы:
1.
Создание условия для формирования бесконфликтной образовательной
среды детского сада.
2.
Повышение профессиональной компетентности сотрудников детского
сада посредством обучения
их медиативным технологиям и основам медиации.
3. Информирование педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
4.
Проведение восстановительных программ для участников конфликтов.
5. Популяризирование конструктивных способов урегулирования конфликтов с целью формирования у граждан понимания личной ответственности в вопросах защиты своих прав.
Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы на основе презентации в формате теоретических занятий с элементами тренинга.
Организация занятий. Программа рассчитана на 8 занятий по 1
часу каждое и предназначена для педагогов ДОУ.
Методическое оснащение. Ведущим программы может быть
руководитель службы медиации, педагог-психолог. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в коллективе.
Тематический план работы
по погружению в тему
«Служба медиации в дошкольном учреждении»
участников образовательных отношений
на 2022 - 2023уч.г.
№ |
Образовательные события |
Кол- во часов |
Участники |
Ответственные |
1 |
Служба медиации в дошкольном учреждении. Особенности медиации в дошкольном учреждении |
1 |
Педагоги |
Ст.воспитатель, руководитель службы медиации педагог- психолог. |
2 |
Особенности конфликтов. |
1 |
Педагоги |
Ст.воспитатель, руководитель
службы медиации педагог- психолог. |
3 |
Культура взаимоотношений |
1 |
Педагоги |
Ст.воспитатель,
руководитель службы медиации педагог |
4 |
Восстановительнаямедиация.Виды программ примирения |
2 |
Педагоги |
Ст.воспитатель,
руководитель службы медиации педагог |
5 |
Организация методической работы с кадрами. Обновление развивающей предметно-пространственнойсреды для урегулирования конфликтов |
1 |
Педагоги |
Ст.воспитатель, руководитель
службы медиации педагог- психолог. |
6 |
Использование медиативных технологий в образовательном процессе |
1 |
Педагоги |
Ст.воспитатель,
руководитель службы медиации педагог |
7 |
Формирование мотивационной
готовности педагогов и родителей к овладению навыками медиативного подхода |
1 |
Педагоги |
Ст.воспитатель,
руководитель службы медиации педагог |
Итого |
8 |
|
|
Содержание программы.
Занятие 1
Служба медиации в дошкольном
учреждении. Медиация, как процедура.
С января 2011г. в России вступило в силу законодательство,
институционализирующее медиацию в российском правовом пространстве.
Закон закрепляет понятие медиации
как особой формы посредничества. Понятие «процедуры медиации» обозначено так:
«способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного
согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (п.2 ст.2
Закона о медиации). Таким образом, медиатор - это «независимое физическое лицо,
независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в
урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу
спора».
В законе о медиации отдельно выделены принципы проведения процедуры медиации: «взаимное волеизъявление сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора».
В
процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение
медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей,
педагогическое мастерство при реализации своих трудовых функций.
Что такое конфликт. Классификация
конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Конфликт –
(от лат. сonflictus – столкновение) это отсутствие согласия между двумя или
более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликты
могут быть:
Конструктивными
– способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений
(хорошие, полезные)
Деструктивными
– препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие,
вредные).
Структура и характер конфликта
определяется
• Степенью конфронтации сторон
конфликта или системностью противоречия,
• Внутри личностными разногласиями,
• Межличностной конфронтацией,
• Конфликтом личности и группы,
• Межгрупповыми противоречиями.
Алгоритм решения
конфликтов:
· согласование интересов и ожиданий сторон;
· искать способы оптимизации состояния и влияния внешней социализированной среды;
· выявить ошибки в действиях стороны и создать условия для принятия правильного решения всеми сторонами.
Ошибка может совершаться одним представителем спорных сторон,
но исправляется с участием всех представителей конфликта.
Принятие решений может осуществляться двумя механизмами:
· интеллектуальным - осознанием ошибочных реакций;
·
эмоциональным – снятием напряжения, затем
осознанием сути проблем конфликта.
Занятие 3
Культура взаимоотношений
1.Проведение цикла семинаров для педагогов детского сада «Медиативная компетенция в профессиональной деятельности педагога», «Практические приемы выхода из конфликтных ситуаций с использованием примирительных технологий».
2. Проведение тренингов для педагогов «Позволь себе быть счастливым», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов», «Я – педагог. Работаем в коллективе», «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе».
3. Мастер-класс «Искусство общения», «Культура педагогического общения».
Занятие 4
Виды
программ примирения Службы медиации
(примирения).
Ядром
примирительных программ (медиации, кругов) являются встречи конфликтующих
сторон, в ходе которых обсуждаются важные способы выхода из конфликта. В ходе
встреч с помощью подготовленных ведущих (медиаторов) изменяются отношения между
сторонами конфликта: от отношений взаимного отчуждения, а, порой – ненависти,
злобы и агрессии, стороны шаг за шагом приходят к пониманию друг друга.
Результатом такого взаимопонимания может быть принятие и реализация
обязательств по заглаживанию вреда и осуществление по отношению друг к другу
восстановительных действий.
Восстановительная медиация - это
процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны
(медиатора) разрешают конфликт. Восстановительная медиация включает
предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую
встречу сторон с участием медиатора. Фактически целью медиации является примирение сторон, в работе подобной службы
медиации (примирения) поднимаются три
важных вопроса:
1
вопрос –
«К каким последствиям привел конфликт, и какие чувства он вызвал у
участников?». Высказывание чувств с одной стороны помогает выговориться,
рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это
со стороны.
2
вопрос:
«Если потерпевшему причинен вред, то, как его можно восстановить?» И здесь уже
стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение.
Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если стороны
договорились, то это и есть справедливость, это должны определять сами
участники конфликта, а не директор, психолог.
3
вопрос –
«Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?». Здесь уже разбирается
социальная ситуация сторон и возможная социальная или психологическая помощь.
Примирительные программы проводятся на основании
письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся
сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации,
расходах, о сроках проведения медиации.
Результатом медиации становится письменное медиативное
соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе,
проведенной процедуре медиации, а также
согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и
добросовестности сторон.
Восстановительная медиация осуществляется с помощью
примирительных программ, которые выбираются медиаторами, исходя из причины
конфликта.
«Круги
заботы»
Это одна из самых сложных программ примирения. Такие
«круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья.
В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной
среды, поддерживающей обучающегося. Ведущий «круга заботы» инициирует серию
встреч с коллегами, руководителем. Инициативы участников кругов с помощью
ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий, входящих в
программу реабилитации. Важную роль в кругах заботы играют специалисты -
психологи и педагоги, поскольку от них во многом зависит реализация программы
реабилитации. Присутствие социального работника, социального педагога в кругах
заботы обязательно. От данных специалистов поступает основная информация о
ситуации, возможных участниках кругов. Они также следят за выполнением принятых
в ходе кругов обязательств.
Программа примирения жертвы
и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)
Применяется, когда есть криминальная ситуация и
стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать
большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство,
вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу»
направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих
участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что
обидчик признает свою ответственность за
случившееся и хочет исправить ситуацию.
Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться
с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства,
способствует принятию разумного решения конфликта.
Занятие 5
Организация методической работы с кадрами. Обновление развивающей предметно-пространственной среды
для урегулирования конфликтов
1.
Просвещение всех субъектов образовательного процесса и
проведение информационных мероприятий с целью донесения ценностей
восстановительного подхода в разрешении конфликтов.
2.
Апробация практической работы службы медиации по
вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, работа службы медиации по
конкретным ситуациям.
3.
Оценка эффективности деятельности службы медиации.
4.
Разработка универсального пакета методических
материалов (кейсов).
5.
Обсуждение предложений по повышению эффективности
работы службы медиации.
6.
Обучение педагога-психолога по программе «Тренер-медиатор».
7.
Оформление страницы сайта детского сада повопросам
службы медиации.
8.
Организация
примирительной среды «Уголков примирения», «Скамьи примирения».
Занятие 6
Использование медиативных технологий в образовательном
процессе
1.
Разработка и проведение цикла игровых занятий для
воспитанников
детского сада «Учимся общаться»
2.Создание
«Тропы примирения»
3. Театральный мини-фестиваль
групп, посвященный «Дню дружбы»
4.
Ежегодные конкурсы и выставки рисунков «Дружат
дети всей
земли»
5.
Введение в режимные моменты деятельности группы «Утренней настройки» (например,
«Круг доброты», «Круг дружбы», и т.д).
6.Разработка
и проведение программ медиации для старших дошкольников в сенсорной комнате.
7. Квест
игры «Найди себе друзей», и.др
8.
Создание видео-медиатеки.
Занятие 7
Обеспечение вовлечения родителей в службу медиации
1.Проведение
цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе службы
медиации детского сада.
2.
Общесадовская родительская конференция «Давайте жить дружно».
3.
Детско-родительский тренинг «Навстречу друг другу»
4.
Тренинговые занятия «Круг друзей»
5.Создание виртуальной копилки
пожеланий родителей сотрудникам и администрации детского сада.
- знание норм и правил межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса;
- умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта;
- владение техниками, методиками разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.
Чем служба может помочь педагогам?
1. Появляется возможность конструктивно управлять межличностными конфликтами;
2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации, может помочь развитию положительных отношений;
3. Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов;
4. Приобретаются новые знания и практические навыки в области выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм нравственного воспитания, социализации дошкольников;
5. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
6. Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
7. Помогает педагогам выстроить перспективы развития, наметить и структурировать приоритетные направления деятельности в современных условиях, а также план действий и поэтапную реализацию целей и задач.
Литература:
1.
Постановление Правительства
Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. «О программе подготовки медиаторов»
// Приказ Министерства образования и науки от 14 февраля 2011 г. «Об
утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. 2011. 23
марта.
2.
Раева Г. Н. Азбука медиации / Г. Н.
Раева. М.: Научно-методический центр медиации и права. 2011. 237 с.
3.Туранин В.
Ю., Кривошеев П. Ю. «К вопросу о формировании служб школьной медиации в
образовательных организациях» // В. Ю. Туранин, П. Ю. Кривошеев. Наука.
Искусство. Культура. 2014 № 3 С. 5–10.
4.
ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля
2010 г. // СЗ РФ. 20
Интернет ресурсы
1.
https://www.stoppav.ru/takedown/2686-formy-dokumentov-sshm
2. http://irkmediator.ru/proiects/proekt-put-k-soglasivu-mediaciva-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva
3. http://www.8-926-145-87-01.ru/
05.10.2023
Просмотров всего: , сегодня:
20.09.2022
Просмотров всего: , сегодня: