Технология
ИКТ – интерактивная технология.
ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные
методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и
передачи информации.
Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.
Современный
образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных
технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации
творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
С точки зрения
использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на
четыре группы.
1. Занятия демонстрационного типа -
презентация.
2. Занятия – викторины, тесты.
Высокая эффективность
контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в
системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать
результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты
различных тестов и использовать их на своих занятиях.
3. Обучающие компьютерные игры.
Существующие на рынке обучающие
программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти,
воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари
иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие
графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия,
"бродилки".
5. Простейшие программы по
обучение чтению, математике и др.
4.Физминутки, упражнения на
релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.
5. Работа с родителями.
Самопрезентация педагога, создание
портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора
информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать
консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить
диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.
6. Использование для
профессионального роста воспитателя.
Сбор и хранение информации,
участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая
материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. копилку, куда
педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы:
нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т.д.
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.
Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды
занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми
4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В своей работе я
использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная
информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и
применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для
составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и
мнемодорожек знакомлю детей с окружающим миром на познавательных занятиях.
Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие
“сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы
составления описательных рассказов по временам года, описания диких и
домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете
нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.
Технология проектов.
Трудно представить
работу современного воспитателя без использования проектирования в своей
работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.
Эта технология имеет ряд
преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение
быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно
успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап
характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к
началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной
деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но
менее длительные по времени: один день, два, три.
В проекте можно
объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того,
открываются большие возможности в организации совместной
познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Основное предназначение
метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного
приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих
интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная
деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”,
развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Технология «Социальные акции». Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях
вместе с родителями способствует формированию у детей фундамента
духовно-нравственного воспитания, закладываются представление о понятиях:
любовь к Родине, доброта, забота, сострадание, ценности семьи, уважение к
старшим.
Исходя из того, что социальная
акция является основой формирования у детей отношения к общественной жизни,
родители и воспитанники нашего детского сада принимают активное участие
в событиях, имеющих социальную значимость.
Главная цель этих мероприятий —
формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской
позиции.
В детском саду силами педагогов и
родителей было организовано множество мероприятий, которые помогли воплотить
в жизнь данную технологию:
сбор батареек и макулатуры,
проведение конкурса
«Кормушка для птиц»,
выпуск стенгазет к знаменательным
датам:23 февраля,8 Марта,9 МАЯ.
организация трудового
десанта
Технология «Утро добрых
встреч» устраивается
для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в
мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит
уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение
коллективного взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за
неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за
что будет отвечать.
Таким образом реализация представленных технологий
позволила:
педагогам -
приобрести практический опыт, оформить методические наработки освоения
педагогических технологий, что будет способствовать развитию умений
управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;
администрации - управлять
процессом внедрения современных образовательных технологий и определять
эффективность их использования, получить новые формы взаимодействия
участников образовательного процесса;
воспитанникам - получать более
качественное образование;
родителям - как потребителям
образовательных услуг - получить развитие определенных способностей способов
деятельности, компетентностей своих
детей
Используемые
в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным
потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного
процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению
качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей (по результатам
диагностических и мониторинговых исследований) по ведущим направлениям.
|