5.2.Использование современных технологий обучения в ОП

12.12.2022

«Современные педагогические технологии в образовательном процессе  ДОУ»

                                                                                                            

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует от педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности -   способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение   педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Современному педагогу недостаточно просто знаний о технологии, ем необходимо умение применять их на практике

Сегодня мы расскажем о педагогических технологиях и их  использовании в нашем дошкольном учреждении.

 

Вначале   вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

 
 
 

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители)  МБДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:

ü здоровьесберегающие технологии;

ü технологии проектной деятельности

ü технология исследовательской деятельности

ü информационно-коммуникационные технологии;

ü личностно-ориентированные технологии;

ü игровая технология

ü технология интеллектуально-творческого развития

ü квест-технология

ü социальные акции

ü мнемотехника

ü проблемных ситуаций

 

Отбор современных образовательных технологий осуществляется на основе анализа материально технической базы, методического обеспечения, данных педагогического мониторинга, заказа родителей на образовательные услуги. 

     Педагоги овладевают инновационными образовательными технологиями в процессе разнообразных активных форм методической работы (педсовет - методический театр, тренинги, мастер-классы, обучающие семинары).

Я остановлюсь на некоторых технологиях реализуемых в нашем учреждении.

В ДОУ проводится комплекс эффективных профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития, включающая   три группы здоровьесберегающих технологий:

1.       Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, стретчинг, технологии эстетической направленности, оздоровительный бег, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, степ-аэробика, фитбол, кинезиологическая гимнастика.

2.       Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья», самомассаж, точечный самомассаж.

3.       Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, «Суджок» терапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, биоэнергопластика, «Речевая IT- технология.

   
              

Большое внимание в ДОУ уделяется развитию культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, потребности к здоровому образу жизни; сохранению и стимулированию здоровья (динамический час, релаксация и т.д.). 

Накоплен большой практический материал по всем возрастным группам: комплексы упражнений утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, «Уроки здоровья», психогимнастических упражнений, коммуникативных и подвижных игр.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших детей. Так же родители являются участниками   спортивных мероприятий ДОУ, где на собственном примере показывают, что спорт важен.

 

Проведенное   в МБДОУ исследование социального запроса семей воспитанников показало, что на первом месте после здоровья, для родителей стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии - в игре.  

Созданная в ДОУ материальная база позволила   внедрить в образовательный процесс игровую технология В. В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".

Данная игровая технология развивает детей по всем образовательным направлениям, представленным в ФГОС ДО, используется в том числе и работе с детьми с ОВЗ.

Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель - развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.

Основная идея, заложена в основу игр - интерес - познание - творчество - становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

 
 
 
 
          

Играми Воскобовича через родительские собрания, мастер-классы, совместные путешествия увлекли и родителей.    С удовольствием родители включились в игру – дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье.

Реализуя игровую технологию "Сказочные лабиринты игры" педагоги ДОУ разработали перспективные планы, проект программы дополнительного образования для старших дошкольников «Фиолетовый лес», серию конспектов, картотеку дидактических игр по отдельным пособиям по направлениям ФГОС ДО.                     

Нами разработано 40 дидактических игр.  

Педагоги ДОУ проводят на открытые показы, мастер-классы для педагогов ДОУ, района, города и области, публикуют материалы в сети интернет.

          Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:  способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,   выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,   формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.  

Образовательный квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

 

 

 

 
 
 
 
 

В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

          В нашем детском саду квесты проводятся в старших возрастных группах.   Хочу такой сайт

 

         Педагогами МБДОУ разработано 18 игровых квестов: «Заколдованный урожай», «Чудо остров», «Школа молодого бойца», «Затерянная книга», и д.р. 

             Мастер-классы для педагогов в форме: Игры-квест «5 шагов к освоению Квеста», «Таинственная комната», «Знание ФГОС ДО – уверенность педагога»

Методические рекомендации: «Квест как инновационная модель обучения».  Буклеты, памятки: «Классификация квестов», «Принципы построения квестов», «Структура квеста», «Алгоритм организации и проведения квест-игры», «Достоинства квестов для детей дошкольного возраста». 

 
      

 Технология ИКТ – интерактивная технология.

ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы.

1. Занятия демонстрационного типа - презентация.

2. Занятия – викторины, тесты.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

3. Обучающие компьютерные игры.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

4.Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

5. Работа с родителями.

Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.

6. Использование для профессионального роста воспитателя.

Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. копилку, куда педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т.д.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В своей работе я использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

Технология проектов.

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

 

Технология «Социальные акции». Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях вместе с родителями способствует формированию у детей фундамента духовно-нравственного воспитания, закладываются представление о понятиях: любовь к Родине, доброта, забота, сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.

Исходя из того, что социальная акция является основой формирования у детей отношения к общественной жизни, родители и воспитанники  нашего детского сада принимают активное участие в событиях, имеющих социальную значимость.

Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской позиции.

В детском саду силами педагогов и родителей было организовано множество мероприятий, которые помогли воплотить в жизнь данную технологию: 

сбор батареек и макулатуры,

 проведение конкурса «Кормушка для птиц»,

выпуск стенгазет к знаменательным датам:23 февраля,8 Марта,9 МАЯ.

 организация трудового десанта

 

Технология  «Утро добрых встреч» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение коллективного  взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать.

 Таким образом  реализация представленных технологий   позволила:

педагогам - приобрести практический опыт, оформить методические наработки освоения педагогических технологий, что будет способствовать развитию умений управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;

администрации - управлять процессом внедрения современных образовательных технологий и определять эффективность их использования, получить новые формы взаимодействия участников образовательного процесса;

воспитанникам - получать более качественное образование;

родителям - как потребителям образовательных услуг - получить развитие определенных способностей способов деятельности, компетентностей  своих детей   

Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников об­разовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей (по результатам диагностических и мониторинговых исследований) по ведущим на­правлениям.

     
                                     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».