12.12.2022
Совершенствование педагогической работы
Современное
общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел рядом профессиональных
компетенций.
Компетенция
- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных
качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.
Профессиональная
компетенция -
способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний
при решении профессиональных задач.
Структура
компетенции включает в себя: умения как основу компетенции; знания,
обеспечивающие усвоение умения; ценностное и ответственное отношение к
применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно
используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических
ситуациях.
1. Компетенция
в ведении образовательного процесса
·
Знать специфику дошкольного образования и особенности
организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
·
Знать образовательные и парциальные программы.
·
Организовывать совместную и самостоятельную
деятельность дошкольников.
·
Уметь планировать, реализовывать и анализировать
образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с
ФГОС дошкольного образования.
Как реализуется данная
компетенция в нашем детском саду:
На основании примерной программы «От рождения до
школы» разработана основная образовательная программа (приняли участие все
педагоги).
Приобретен УМК к программе «От рождения до школы».
Разрабатываются рабочие программы. В этом году рабочие программы были
дополнены.
Также наши педагоги используют в своей работе
парциальную программу: "Наш край родной".
2. Методологическая (методическая) компетенция заключается в следующем:
·
Владеть различными методами обучения, знанием
дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения,
знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе
обучения.
·
Владеть теорией и педагогическими методиками.
Все педагоги имеют педагогическое образование, проходят
курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах. Особенно важным
является работа над темами самообразования. Педагоги всегда делятся
приобретённой информацией, опытом на совещаниях и педсоветах.
3. Компетенции в организации воспитательной работы.
Педагоги активно проводят различные мероприятия, акции
(«Мы за здоровый образ жизни»), организуют участие детей в конкурсах (на уровне
детского сада, муниципалитета, республики, РФ), различных проектах.
4. Компетенция в создании предметно-пространственной
среды и организации здоровье сберегающих условий образовательного процесса.
Возникают трудности в создании
предметно-пространственной среды, но решаются по возможности. В группах
педагоги стараются создавать благоприятную предметно-пространственную среду.
По здоровье сберегающим условиям: разработана
программа «Здоровячок» и ведется работа по данной программе.
5. Компетенции в установлении контактов с родителями.
Родители – наши основные партнеры. Очень важно наладить
с ними взаимодействие. Для этого в нашем детском саду выбран родительский
комитет, который активно участвует в жизни ДОО. Активно проводятся конкурсы
поделок с участием родителей, участие в хозяйственной деятельности сада. Проводятся
различные совместные с родителями акции .
6. ИКТ – компетенции.
Имеются затруднения поскольку педагогам статистам
сложно освоить данные технологии. ИКТ активно используют 100% воспитателей,
музыкальный руководитель. Используется материал из сети-Интернет (особенно в
поиске интересных сценариев развлечений, материала для проведения бесед,
родительских собраний). Также педагоги активно используют в своей работе
закрытые группы в социальной сети. Также используются презентации при
проведении родительских собраний, педагогических советов, совещаний.
7. Социальная компетенция.
· Уметь
работать в команде педагогов, взаимодействие с другими организациями
Это лишь часть
профессиональных компетенций. В связи с этим требуется поиск таких форм и
методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической
компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию
реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса
профессиональных знаний и умений.
Основные пути развития
профессиональных компетенций:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых
педагогических технологий,
-участие в методических объединениях,
- умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
- самообразование (одно из главных),
- активное участие в педагогических конкурсах (очных,
заочных).
В нашем садике активно ведется работа по
участию педагогов в различных конкурсах. Планируется участие воспитателя в
муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года"
Таким образом, профессиональные
компетенции педагогов можно развивать не
только в повседневной работе, плановых мероприятиях ДОО, но и участвуя в
конкурсах различного уровня.
Участие в конкурсах позволяет педагогам
проанализировать свою деятельность, систематизировать свой опыт, выявить свои
способности, помочь почувствовать свою значимость и ценность в коллективе.
Также результативность участия в конкурсе помогает
педагогам аттестоваться.