Кружковая работа «Мнемотехника в развитии связной речи с дошкольниками ОВЗ (ТНР)»

23.01.2025

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Искорка»

комбинированного вида

                 

Кружковая работа

 «Мнемотехника в развитии связной речи

с дошкольниками ОВЗ (ТНР)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:

Проскурина С.И.

                     

г.Улан-Удэ, 2023

 

«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

 

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

 

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

 

их он усвоит на лету».

 

К. Д. Ушинский

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

- недостаточный словарный запас; плохая дикция.

        Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, скороговорку, чистоговорку, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

        ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

        ЗАДАЧИ:

1.            Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.            Преобразование образов в символы.

3.            Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.            Развитие мелкой моторики.

5.            Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

- Заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок,  превращается в игру, которая очень нравится детям, это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

- Обогащен словарный запас детей.

Родители:

- Вовлечены в процесс речевого развития детей;

- Знакомы  с приемами и методами развития речи детей;

- Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

        Этапы реализации плана по самообразованию:

I.             ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.            Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2.            Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3.            Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4.            Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5.            Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.Хочу такой сайт

 

II.         ОСНОВНОЙ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок, пальчиковой гимнастики.

III.      ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы

Словесный метод: рассказ, беседы, чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический: составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

Целью моей работы является:

Определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники:

- формирование ассоциативного мышления;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие воображения.

         За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

1. Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

2. И.Н. Куцакова «Трудности, ошибки, пути преодоление».

3. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

          В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

- Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.

- В современном  обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества.

- Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.

- К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи. 

- На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей дошкольного возраста один из актуальных вопросов.

- Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.

Деятельность по реализации темы:

       1. Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы  развитию связной речи детей, работа с родителями.

       2. Созданы картотеки разнообразных  игр, направленных на развитие речи:

- Тематическая картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматических категорий и навыков словообразования.

- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».

- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).

- Картотека речедвигательных игр.

- Картотека игр направленных на развитие общения и др. 

       3. В группе собрана библиотека с художественной и познавательной литературой.

       4. Подобран разнообразный наглядный  материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, слоговые таблицы, альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты) для чтения, схемы, символы, модели и др.

       5. Оформлены «копилки» речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т.д.).

       6. Проведены индивидуальные консультации для родителей на  темы: «Влияние слова на внутренний мир ребёнка», «Использование мультимедийных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста», «Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста», «А как речь – то говорит, словно реченька журчит».

Оформление буклета «Игры и упражнения со звуками и словами». Сочини сказку с родителями «Книга любимых сказок своими руками»

В работе с детьми использую развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, что очень важно в развитии связной речи детей.

Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и  упражнения, рисунки, панно, мозаики, коллажи, дидактические игры.

Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников;

- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; - развивает творческое познание детей.

Я считаю, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.

Вывод:

Подводя итоги учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что  используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.

Дети с желанием стали общаться с друзьями и взрослыми. Они  с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

Словарный запас детей из пассивного, превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.


 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.04.2025

Дата обновления: 17.04.2025

Дата публикации: 23.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».