Праздник «Сагаалган - бурятские народные игры»

15.02.2023

План-конспект праздника «Сагаалган - бурятские народные игры»

Возраст: подготовительная группа

Цель:

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  • Приобщать детей к культуре, традициям и обычаям бурят;
  • Формировать у детей представление о празднике Сагаалган;
  • Развивать творческие способности детей;

развивать физические качества: ловкость, быстроту, меткость, силу, соревновательный дух;

воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимоуважения;

Словарная работа: сагаалган, белый месяц, белая пища, хадак, ёхор.

Предварительная работаразучить стихи; разучить движения танца Ёхор, разучить песню «Сагаалган»;

Материалы и оборудование: музыкальная колонка; аудиозаписи бурятских песен –ёхор, бурятская музыка: хадаки разных цветов, маски животных по годам, атласные ленты на палочках, 2 деревянные лошадки, 2 длинные палка, платки, кегли, обручи, 4 стула

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.


Действующие лица:
Ведущий,Будамшуу

 

Ход праздника: Звучит бурятская музыка. Дети входят в музыкальный зал садятся на стульчики.

Ведущий:Сайн байна нухэдууд! Сагаа hараар! Сагаалганаар!

Здравствуйте, друзья! С белым месяцем! С новым годом!

«Праздник белого месяца в отчем краю,

Новый год по лунному календарю!

Сагаалган, сагаалган! Вот и пришел,

К нам св етлый, красивый праздник!»

Сагаалган-это новый год по лунному календарю, в переводе на русский означает – Белый месяц.

Праздник Сагаалган предвещает приход весны и солнца. Природа оживает, обновляется.  Белый месяц – светлый, чистый месяц веры, надежды и любви.

 - Ребята, а кто знает почему этот месяц называется «белый»? (ответы детей)

-В изобилии на столе появляется молочная белая пища. «Белая пища» - один из обязательных компонентов угощения и обрядов. Издавна молочная продукция у бурят считается традиционной пищей.

- Какую пищу ставят на стол?Ответы детей (молоко, кумыс, творог, пенки, сметана).

-Поэтому на столе в дни Сагаалгана обязательно должна быть «белая пища», Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой со словами — «сагаалагты», знак того, что год начинается с обновления, с чистых отношений между друзьями, родными и соседями.

В первый день Нового года принято поздравлять и одаривать подарками родителей, дедушек и бабушек, при этом младшие по возрасту посещают старших с«хадаками»«Хадак» - это широкая шелковая лента символ глубокого уважения, который вручается самым дорогим и почетным людям.

Ведущий: С давних пор существует обычаи дарить пятицветные хадаки, как знак глубокого уважения и почета и хранить их как символ спокойствия в семье.

Каждый цвет имеет свою символику и свое значение:

1.Синий хадак- цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба.

2.Желтый хадак-цвет солнца, богини Матери.

3.Сагаан хадак-цвет материнского молока, цвет чистоты души человека.

4.Зеленый хадак-цвет изобилия и богатства.

5.Красный хадак- цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме.

 

Исполнение песни «Сагаалган».

Ведущий:

Праздник Белого месяца

Праздник светлого месяца

Только чистое ценится

Только в доброе верится!

Ведущий: Сегодня в нашем детском саду

тоже праздник. Мы празднуем Бурятский Новый год –Сагаалган.

Дети читают стихи:

1.     Мы светлый праздник Сагаалган

     В саду своём встречаем,

     И вам привет горячий свой

     Сегодня посылаем.

2.     Здоровья, мира и добра

     Вам от души желаем

     И с Сагаалганом всех друзей

     Сегодня поздравляем.

3.     С Новым годом, с белым новолуньем

          Я родным и близким говорю,

         За мороз, за бодрость духа

         Сагаалган тебя, благодарю.

4.      В праздник Белого месяца -

      как у нас повелось,

Людям надо бы встретиться,

чтоб светлее жилось.

5.     Чтоб убавилось горя,

        чтоб тучнели стада,

   Чтобы небо над взгорьем

   голубело всегда.

6.     Чтоб звенел бесконечно

          детский смех у оград…

          Зазывает на встречу

          Солнечный саламат!

Ведущий: Ребята, слышите, кто-то еще к нам спешит?

Под веселую музыку заходит Будамшуу.

Будамшуу: Амар сайн, хундэтэ нухэд! Сагаан hараар, Сагаалганаар! Я – веселый Будамшуу. Спешу поздравить всех с Белым месяцем! А я хочу вам рассказать легенду.

«Как-то раз накануне Нового Года Великий Будда обнаружил, что идут года без названия, без примет, скучной чередой. И тогда Великий Будда пригласил к себе животных, и на это приглашение откликнулось только 12 животных, но зато они получили поистине божественные подарки, каждый был одарен целым годом с правами присвоения ему своего имени.

Давайте посмотрим, какой год за каким следует и запомним их. (Дети в масках в определенной последовательности представляются зрителям)

 

Ведущий: Первой пришла мышь -хулгана.

Я год Мышки – с беленьким рыльцем, приносящий счастье в дом!

Ведущий: Потом Бык – Ухэр,  

А я год Коровы – родившаяся с длинным хвостом и рогами, и которую всегда любит хозяин.

Ведущий: Тигр – БарХочу такой сайт

 Я год Тигра, что живет в лесах на северной стороне горы.

Ведущий: Заяц – Туулай,

Я год Зайца лопоухого, маленького, что резво скачет по дороге

Ведущий: Дракон – Луу,

 Я год могучего Дракона, летающего среди облаков по небу.  

Ведущий: Змея – Могой,

Я год Змеи, что притаилась, свернувшись клубком, но никого не жалит.  Ведущий: Лошадь – Морин,

 Я год Коня, сокращающего любые расстояния.

Ведущий: Овца – Хонин, ОВЦА.

 Год Овцы, который любит свою землю, свою степь

Ведущий: Обезьяна – Бишен,

 ОБЕЗЬЯНА. Хи- хи – хи, я год Обезьяны, передразнивающий всех и вся! Ведущий: Курица – Тахяа,

 Я год Курицы с острым клювом, который будит вас по утрам

Ведущий: Собака – Нохой,

Я год звонкоголосой Собаки, что охраняет ваш дом.

Ведущий: Свинья – Гахай.»

я – год Кабана, который роет клыками землю

Ведущий: Давайте и мы, поздравим друг друга с Новым годом на бурятском языке. Повторяйте за мной: Сагаан hараар! Сагаалганаар! Шэнэ жэлээр!

. ВСЕ. Сагаан hараар, Сагаалганаар!

 

На празднике белого месяца люди соревнуются в ловкости, силе, быстроте, смелости, стрельбе из лука, скачки на лошадях, метание в цель. И мы сегодня поиграем в бурятские игры.

 

Ведущий: Все знают, что юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как они часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные. Сейчас мы поиграем в игру «Построй юрту».

Игра «Построй юрту»

В игре принимают 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

и помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой в виде шатра, получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившей юрту.

 

Ведущий: Ребята, давайте поиграем в бурятскую народную игру «Зун, утаhан, зангилаа» («Иголка, нитка, узелок») (проводится игра).

Игра «Иголка, нитка, узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг.

Игра «Рукавичка»(под музыку)

В центр круга выходит водящий, по команде 1, 2, 3 – дети передают друг другу рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавичку, выходит в круг, а водящий занимает его место.

 Будамшуу: А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень своеобразные – а какие – то из них схожи с загадками других народов.

Попробуем отгадать несколько.

1. Белое одеяло степь покрывало (снег).

2. Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).

3. Этот дом переносной

В стороне стоит степной.

Тёплым войлоком он крыт,

А внутри очаг горит.

Крыша вверх уходит круто

Это войлочная … (юрта).

4. Дерево растущее, имеет 12 сучьев, на этих сучьях 365 шишек.

           (Шишки – дни, сучья – месяца, дерево – год)

Ведущий: Какой праздник без спортивных состязаний! Буряты издревле славились ловкостью, меткостью, силой. Приглашаем принять участие в конкурсах баторов и мэргэнов .

Ведущий 1: - В бурятской национальной борьбе проигрывает тот, кто хоть коленом или пальцем коснётся земли. В борьбе не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет, нужна ещё и ловкость: правило — коснулся рукой земли, выбыл из турнира. На ковёр приглашаем богатырей. Вы должны показать силу, ловкость, сноровку.

Игра «Борьба»

Соревнования проходят в кругу. Противники стоят на одной ноге друг против друга. Цель: вытолкнуть соперника за круг или заставить его встать на обе ноги.

Будамшуу: - Сейчас приглашаем девочек для игры «Веретено».

Игра «Веретено». К двум круглым палочкам привязывают концы длинного шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палочку держит один игрок, другую — второй. По сигналу оба игрока начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит до середины палочки.

 

Ведущий : - Богат наш народ традициями и обычаями. В старину мальчикам с раннего детства внушали, что они должны быть идеальными мужчинами. А идеальный мужчина у бурят должен освоить 7 наук. А вы знаете эти науки?

Дети: - 1. Умение выслеживать зверя на охоте.

2. Уметь стрелять из лука и ружья.

3. Знать столярное и кузнечное дело.

4. Уметь мастерить сани, телегу, конскую упряжь.

5. Ездить верхом.

6. Уметь плести бич, плести волосяные путы для лошадей.

7. Разбивать кость позвонка.

Будамшуу:

Игра «Игра «Малгай нюулгаб» (У кого шапка).

Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.

 Игра «Прятать золотинку» (Алта нюуха)

По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.

   

Ведущий : - Вот и закончились наши игры. Вы настоящие баторы и мэргэны.

У бурят есть еще одна традиция. Все дружно встают в круг и исполняют национальный танец «Ёхор».

Будамшуу: В круг скорее, детвора, танцевать пришла пора. Тот, кто хочет танцевать, должен с нами в ёохор встать!

Давайте и мы встанем в круг, возьмемся за руки и по солнцу начнем движение под музыку.

Ведущий: - Запоминайте заветы мудрых старцев, берегите отца и мать, почитайте учительство.

Будьте везде и всегда добрыми. Пусть всегда будет у вас здоровье, счастье и богатство!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.12.2024

Дата обновления: 25.12.2024

Дата публикации: 15.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».