10.10.2023
Консультация для педагогов
«Экологическое
воспитание детей через проектную деятельность»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. Для
него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти
ответ на все интересующие его вопросы
– ему помогают педагоги.
В дошкольных
учреждениях воспитатели широко используют
метод проблемного обучения: вопросы, развивающие
логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций,
экспериментирование, опытно
исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок
и другое.
Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию
является проектная деятельность.
Проект — самостоятельная и коллективная творческая завершенная
работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных
направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Экологические сказки. Релаксационные паузы можно использовать весь арсенал
доступных средств, которые условно можно
разделить на три направления:
1) занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты,
дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в
природе);
3) самостоятельная деятельность детей.
На занятиях происходит последовательное
формирование у детей системы элементарных знаний
и представлений о многообразии природных явлений,
расширение представлений о домашних и диких
животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.
Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время
проведения различных наблюдений и экспериментов, а
также собственной
продуктивной деятельности в природе.
Наблюдение одно из самых значимых средств познания окружающего мира,
так как именно наблюдения позволяют показать
детям природу в естественных условиях во
всем её многообразии, в простейших,
наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное
общение с природой, наблюдение за её
объектами является неисчерпаемым источником эстетических
впечатлений, эмоционального воздействия на
детей,
познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за
погодными явлениями, которые впоследствии
дети с удовольствием
отражают в календаре погоды.
Наряду с
наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное
значение, воспитательное и образовательное,
имеет трудовая деятельность, а именно труд в
природе. В труде как нигде,
воспитывается любовь к природе, бережное и
заботливое отношение к ней. Кроме того
формируются практические навыки ухода за
растениями и животными. В процессе труда
в природе, у детей формируются
знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных
изменениях), о насекомых (внешний вид, потребности, способы передвижения и
др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния
растений и насекомых от удовлетворения их потребностей,
узнают о роли человека в управлении природой.
Детей всегда привлекает этот вид
деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же,
побросав все дела, дети окружат вас, а
предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга
и энтузиазма.
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного
отношения к природе играет семья, родители
ребенка, поскольку именно родители являются
главными авторитетами для него. Для
родителей можно оформить папки передвижки на экологическую тему.
В результате у детей сформируется осознано правильное
отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Дети
научатся экспериментировать, анализировать, делать
выводы. Дети станут бережно относиться к насекомым.
У детей появится желание общаться с
природой, проявляя
свои впечатление через различные виды деятельности.
Так же появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления
через различные виды деятельности. Мини инсценировки. Физкультминутки. Пальчиковые игры. Народные игры.
Подвижные игры экологического характера. («Ходят
капельки по кругу» и др.) Упражнения, развивающие воображение.
Дидактические игры для формирования нравственно – оценочного опыта.
(«Путешествие», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.)
Дидактические игры для развития эстетического
восприятия природы.
(«Беседа с деревьями», «Встреча с растениями» и др.) Игры – тренинги
экологического характера. («На прогулке», «Весна,
лето, осень, зима», «Снежинки» и др.) Дидактические игры.
Цикл занятий по проекту.
Обязательно надо вовлекать
родителей в совместную работу по
экологическому воспитанию детей. В проекте использовать следующие виды деятельности:
Способствовать формированию первоначальных умений и
навыков
экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка
поведения.
Воспитать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и
окружающему миру в целом.
Развивать познавательный интерес к миру природы. Формировать систему
элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребенка.
Творческие проекты в детском
саду (оформление результата в виде
детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Основные этапы работы в проекте: постановка цели, разработка
содержания всего учебно-воспитательного процесса на
основе тематики проекта, организация развивающей,
познавательной, предметной среды, организация
совместной (с педагогами, родителями и
детьми) творческой,
поисковой и практической деятельности, коллективная реализация проекта,
его демонстрация.
По экологическому воспитанию можно разработать
проект по теме «Земли прекрасней нет» и реализовать
его в стенах детского сада. Проводя работу по
проекту, надо находить
нужный
материал не только в стенах детского сада, но и дома, вовлекая в работу всех
членов семьи. Во время работы над проектом
можно опираться на программы
воспитания и обучения детей.
Задачами работы над проектом являются:
информационно -практикоориентированные проекты, где дети
собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на
социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
Ролево-игровые
проекты (с элементами творческих игр, когда
дети входят в образ персонажей сказки
и решают по-своему поставленные проблемы) учатся работать в команде, выполняя разные социальные
роли размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать
обоснованные выводы; принимать самостоятельные
аргументированные решения;
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 10.10.2023