Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность»

10.10.2023

Консультация для педагогов

 «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем   того   мира, который   его   окружает.  Для   него   всё впервые: солнце и дождь, страх         и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ   на   все   интересующие   его   вопросы   –   ему   помогают   педагоги.  

В дошкольных   учреждениях   воспитатели   широко   используют   метод проблемного   обучения:   вопросы,   развивающие   логическое   мышление, моделирование   проблемных   ситуаций,   экспериментирование,   опытно­ исследовательскую  деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и другое. Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию является проектная деятельность.

Проект — самостоятельная и коллективная творческая завершенная  работа,   имеющая  социально   значимый   результат.   В   основе   проекта   лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Экологические сказки.  Релаксационные паузы можно  использовать   весь   арсенал   доступных средств,   которые   условно   можно   разделить   на   три   направления:  

1) занятия;   2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 

3) самостоятельная деятельность детей.

На   занятиях   происходит   последовательное   формирование   у   детей системы   элементарных   знаний   и   представлений   о   многообразии   природных явлений, расширение   представлений   о   домашних   и   диких   животных   и   их детенышах, о растениях, как живых существах.   Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения   различных   наблюдений   и   экспериментов, а   также   собственной продуктивной деятельности в природе.  

Наблюдение ­ одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так   как   именно   наблюдения   позволяют   показать   детям   природу   в естественных   условиях   во   всем   её   многообразии,   в   простейших,   наглядно представленных   взаимосвязях.   Непосредственное   общение   с   природой, наблюдение   за   её   объектами   является   неисчерпаемым   источником эстетических   впечатлений,   эмоционального   воздействия   на   детей,   познания  связей и отношений в природе.  Как пример, можно привести наблюдения  за погодными   явлениями,   которые   впоследствии   дети   с   удовольствием отражают в календаре погоды.

Наряду   с   наблюдениями,   занятиями,   играми,   чтением  художественной литературы,  огромное   значение,   воспитательное   и   образовательное,   имеет трудовая   деятельность,   а   именно   труд   в   природе.     В   труде   как   нигде, воспитывается   любовь   к   природе,  бережное   и   заботливое   отношение   к   ней. Кроме   того  формируются   практические   навыки   ухода   за   растениями   и животными.   В   процессе   труда   в   природе,   у   детей   формируются   знания   о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о насекомых (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений   и   насекомых от   удовлетворения   их   потребностей, узнают   о   роли человека в управлении природой. Детей   всегда   привлекает   этот   вид   деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком,                леечкой, совочком, как тут же, побросав   все   дела, дети   окружат   вас,  а   предложение   поучаствовать   в совместном труде  вызовет бурю восторга  и                      энтузиазма.   Хочу такой сайт

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения   к   природе   играет   семья,   родители   ребенка,   поскольку   именно родители   являются   главными   авторитетами   для   него.   Для   родителей можно оформить папки­ передвижки на экологическую тему.

В результате у детей сформируется осознано правильное отношение к                                      объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Дети научатся  экспериментировать,   анализировать,   делать   выводы.  Дети   станут бережно относиться к насекомым.   У детей появится желание общаться с природой, проявляя   свои впечатление через различные виды деятельности. Так же появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.  Мини инсценировки.   Физкультминутки. Пальчиковые игры.  Народные игры. Подвижные игры экологического                                     характера. («Ходят капельки по кругу» и др.) Упражнения, развивающие воображение.  Дидактические игры для формирования нравственно – оценочного опыта. («Путешествие», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.) Дидактические  игры для развития эстетического  восприятия  природы. («Беседа с деревьями», «Встреча с растениями» и др.)  Игры   –   тренинги   экологического   характера.   («На   прогулке», «Весна, лето, осень, зима», «Снежинки» и др.)  Дидактические игры.

Цикл занятий по проекту.  Обязательно надо вовлекать   родителей   в   совместную   работу   по   экологическому воспитанию детей. В проекте использовать следующие виды деятельности:  Способствовать   формированию   первоначальных   умений   и   навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.  Развивать познавательный интерес к миру природы.  Формировать   систему   элементарных   научных   экологических   знаний, доступных пониманию ребенка. 

Творческие   проекты   в   детском   саду (оформление   результата   в   виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Основные этапы работы в проекте: постановка цели, разработка  содержания  всего   учебно-­воспитательного   процесса   на   основе   тематики проекта,   организация   развивающей,   познавательной,   предметной   среды, организация   совместной   (с   педагогами,   родителями   и   детьми)   творческой, поисковой и практической деятельности, коллективная реализация проекта, его демонстрация.

По экологическому воспитанию можно разработать проект по теме  «Земли прекрасней нет»  и реализовать его в стенах детского сада. Проводя работу   по   проекту,  надо  находить   нужный материал не только в стенах детского сада, но и дома, вовлекая в работу всех членов   семьи.   Во   время   работы   над   проектом можно   опираться   на     программы   воспитания   и обучения детей.

Задачами работы над проектом являются: информационно ­-практико­ориентированные   проекты, где дети   собирают информацию   и   реализуют её, ориентируясь   на   социальные   интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).  Ролево-­игровые   проекты (с   элементами   творческих   игр,   когда   дети входят   в   образ   персонажей   сказки   и   решают   по-своему   поставленные проблемы) учатся работать в команде, выполняя разные социальные  роли размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные   выводы;   принимать   самостоятельные   аргументированные решения;  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.11.2023

Дата обновления: 13.11.2023

Дата публикации: 10.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».