29.09.2023
Консультация для педагогов
«Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического
воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Важное место в патриотическом
воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые
и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом
занятий ребенка дошкольника.
Игрой называется такой вид
непродуктивной деятельности, цель которой проявляется не в результатах, а в
самом процессе.
Для малышей игра, которая зачастую в
педагогических методических пособиях имеет название «спутника детства», являет
собой главное содержание жизнедеятельности, выступает как ведущая деятельность,
тесно переплетается с практикой и познанием окружающего. В играх задействованы
все стороны личности ребенка: малыш совершает движения, 30 говорит,
воспринимает окружающую действительность, размышляет, строит планы; в течение
игры задействованы все его психические процессы: мышление, воображение, память,
усиливаются проявления воли и эмоций. В этом проявляется свойство игры как
важного средства воспитания
Сюжетно-ролевая игра - это особая
творческая игра детей 5 – 7 лет, которая в развернутом виде представляет
воображаемую деятельность, в ходе которой дошкольники принимают на себя роли
взрослых и в упрощенной форме в специально создаваемых игровых условиях
пытаются повторить деятельность взрослых и отношения между ними . Поскольку
игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то сюжетно-ролевая игра
становится главным средством в формировании социального поведения ребенка, т.к.
ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и
собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы
Сюжетно-ролевой игре присущи основные
характеристики игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность участвующих в
ней детей, эмоциональность, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий
сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность
ближайшего социума, взрослых и сверстников. Определяющей особенностью
сюжетно-ролевой игры служит присутствие в ней воображаемой ситуации.
Воображаемая ситуация включает в себя сюжет и роли, которые принимают на себя
участники в ходе 31 игры, также включает своеобразное применение атрибутов
игры: вещей и предметов. Сюжет игры – это некоторый ряд событий, объединенных
замотивированными связями. В сюжете проявляется содержание игры – характер тех
действии и отношений, которыми связаны участники воображаемой ситуации. Ребенок
5-7 лет может обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, намечать
примерную последовательность действий, то есть может в общих чертах вообразить
изображаемые события. Дети в этом возрасте могут также распределять между собой
роли, хотя здесь и требуется помощь педагога-воспитателя. Роль служит главным
стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок желает принимать на себя роль
взрослого. Существование роли означает, что в своем сознании малыш
отождествляет себя с тем или иным персонажем и действует в сюжетно-ролевой игре
от его имени. Малыш соответствующим образом применяет те или иные предметы
(взвешивает продукты как продавец, готовит завтрак как мама), вступает в
различные взаимоотношения с другими играющими (приходит в гости, возит
пассажиров на машине и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике,
пантомиме. Исследователь детства Л.С. Выготский отмечал, что, хотя малыш
создает в процессе сюжетно-ролевой игры воображаемые ситуации, однако чувства,
которые он при этом испытывает, самые настоящие. Содержание игры - это то, что
стремится воспроизвести ребёнок в качестве основного момента в отношениях с
другими играющими. Конкретный тип отношений между людьми, который дети
стремятся выстроить в игре, может быть различным и зависит от отношений
реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра
(например, «Семья») может иметь абсолютно различное содержание: одна «мама»
будет ругаться и бить своих «детей», другая - наряжаться перед зеркалом и
ходить в гости, третья - постоянно подметать пол, стирать и 32 готовить, мыть
посуду , четвёртая – рассказывать детям сказки, играть с ними и пр. Все эти
разнообразные варианты отражают то, что впитывает ребёнок из окружающей жизни.
То, как ведет себя мама со своей дочкой, дочка будет демонстрировать в
сюжетно-ролевой игре с куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и
условия, в которых живёт малыш, детерминируют не только сюжеты, но, прежде
всего, содержание детских игр. Таким образом, сюжетно-ролевая игра возникает из
условий, в которых растет ребёнок и отражает, воспроизводит эти условия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 29.09.2023