01.10.2023
Памятка
для педагогов
«Структура прогулки в детском саду»
Последовательность структурных
компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от
вида предыдущей образовательной деятельности или занятия. Если дети находились
на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного
напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры,
пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное
занятие, прогулка начинается с
наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится
от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место
на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и
общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с
подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем
возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими,
интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут.
Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные
объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа:
растения и животные;
• Неживая природа:
сезонные изменения и различные явления природы (дождь,
снег, текущие ручьи);
• Труд взрослых.
• Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются
1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
• Кратковременные наблюдения
организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления
(дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение
частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные
движения, издаваемые звуки и т. д.)
• Длительные наблюдения организуются для
накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях
в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что
было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями
объекта;
3. идет накопление представлений у
детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются
связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают
возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится
играм,
преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается
умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года,
погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности,
связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают
детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать
малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием,
упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни
и ранней осенью.
Во время прогулок могут
быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как
бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы
спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный
теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Не допускается длительное нахождение
детей на прогулке
без движений.
Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные,
которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом,
метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание
с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности
движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед
уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что
отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность
засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных
упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики,
зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам,
ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель
организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед
входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума,
аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм
и прическу в порядок и идут в группу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2023
Дата обновления: 13.11.2023
Дата публикации: 01.10.2023