04.09.2023
Задача ДОУ состоит в том, чтобы воспитанники не только обладали определенным запасом знаний, умений и навыков, но и стали самостоятельными людьми, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Для этого необходимо создать условия, способствующие позитивной социализации и личностному становлению, развитию инициативы и творчества на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
ООП реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ, в том числе и в режимных моментах.
Утренний прием-наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребенком, развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников.
Утренний сбор (утренний круг) проводится в начале дня, когда дети собираются вместе. Это технология позитивной социализации предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или переживаниями. Дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей деятельности в течение дня.
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Организация утреннего круга
Перед началом применения технологии воспитатель объясняет детям правила УК и ВК.
1.Позывные утреннего круга.
Дети выбирают позывные УК, которыми могут быть веселая музыка, звон колокольчика, речевка, хлопки в ладоши. Обычно они согласуются с темой занятия.
2.Организация детей.
Дети и взрослые садятся в круг (на стулья, на ковер, на личные подушечки). Круг символизирует открытость, внимание детей друг к другу и единение.
3.Приветствие.
Дети нуждаются в любви и уважении сверстников, хотят почувствовать себя частью группы. Поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в ней. Можно использовать пантомиму, игровые моменты, песни, считалки, речевки, предметы (игрушка, мяч, флажок), которые передаются по кругу.
4.Работа с календарем. Обмен новостями.
Этот элемент дает возможность рассказать о том, о чем другие не знают, поделиться наблюдениями. Темы новостей могут быть свободными и заданными. Нужно инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение. Происходит обмен информацией: какие сегодня погода, праздник, время года. Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы.
Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям.
Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает.
Например, задачи того, кто делится информацией:
говорить громко и понятно;
представлять новости кратко и четко;
предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;
отвечать на вопросы вежливо и уважительно.
Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.
Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:
сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;
внимательно слушать сообщение;
воспринимать новые идеи с уважением;
задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;
демонстрировать уважение к тому, кто делится;
внимательно слушать вопросы и комментарии других.
Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.
5.Динамическая пауза.
Проводится в соответствии с темой недели.
6.Игра по теме недели.
Направлена на расширение информационного поля тематического плана, поскольку здесь возможны и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся.
7.Планирование
Завершающий элемент УК. Дети выбирают карточки, обозначающие действия: игры, чтение, и помещают их на доске выбора. Возможно устное проговаривание.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий). Рекомендовано организовать во второй половине дня.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в детском саду?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
• Составление рассказов по опорным словам.
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Рекомендовано составить картотеку утреннего круга по темам недели.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.10.2023
Дата обновления: 26.10.2023
Дата публикации: 04.09.2023