Кружок Пиктомир

11.01.2021

 

КРУЖОК "ПИКТОМИР"

 

 

 

 

Оглавление

 

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................................... 3

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.................................................................................................................... 7

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ............................................................................................. 7

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..................................................................................... 8

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................ 8

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК............................................................................. 10

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................................... 12

Приложение 1. Карта наблюдений....................................................................................... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики. ПиктоМир» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием. Программа разработана в муниципальном образовательном учреждении «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района».

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Основы алгоритмики. Пиктомир» разработана в соответствии с:

·       Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.1, 2, 3, 14; ст.75);

·       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);

·       Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

·       Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

·       Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

·       Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.

Направленность программы: техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.

Уровень программы: стартовый.

Актуальность программы, прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно: учреждений дошкольного образования на предоставление дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие логических и математических способностей воспитанников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы управляющие виртуальным исполнителем, особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Эволюция программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов-разработчиков учебной среды ПиктоМир.

Отличительные особенности программы от уже существующих в области обучения (преподавания) алгоритмике и начальному программированию заключаются в том, что:

- дидактическое обеспечение, разработанное педагогами МДОУ «Детский сад «Морозко» п.Приозерный», работающими по программе, предполагает использование на занятиях рабочей тетради «Азбука алгоритмики» (портфолио заданий на логику, интеллектику и алгоритмику) и пиктограммного лото (набора карточек на пространственную ориентировку и полей-матриц для составления алгоритмов);

- методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста (игры на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без использования интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для всех занятий (квестов);

- техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих видеоматериалов и т.п.).

Цель программы: способствовать формированию у воспитанников старшего дошкольного возраста навыков алгоритмического мышления в процессе обучения пиктограммному программированию.

Задачи программы:

образовательные

- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;

- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;

- развить навыки пиктограммного программирования;

развивающие

- закреплять навыки пространственной ориентировки;

- содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности;

воспитательные

- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.

Планируемые результаты реализации программы:                     

- воспитанники будут знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как: «алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;                          

- воспитанники приобретут азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без использования интерактивной доски;   

- у воспитанников будут сформированы устойчивые навыки ориентировки в пространстве (лево-право-вперед-назад).                                                

Адресат программы. Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет) в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом и родителей в получении качественных образовательных услуг.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение и внимание, оно становится произвольным.

Объём и сроки освоения программы: срок реализации программы 1 учебный год. Количество академических часов по программе – 36, в том числе предусмотрено 10 часов теоретических занятий и 26 часов практических занятий.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая.  Занятия проходят 1 раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Наполняемость групп:  10 человек.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

При реализации программы оценка индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика направлена на изучение:

- знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),

   - умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).                                             

Методами оценки результатов реализации программы являются:

- промежуточная диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь;              

- итоговая диагностика (защита проекта по программированию) - май.

Систематически проводится текущий контроль на занятиях в процессе всего периода обучения по программе (тестирование, наблюдение).

Мониторинг образовательных результатов.

Основные образовательные задачи

Критерий

Показатель

Форма контроля

Познакомить с основными алгоритмическими понятиями и определениями

Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений

Знание основных алгоритмических понятий и определений

тестирование

Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики.

наблюдение

Развить навыки пиктограммного программирования

Уровень развития навыков пиктограммного программирования

Самостоятельность и активность в работе.

наблюдение

умение строить линейные и цикличные алгоритмы

тестирование

Сформировать навыки пространственной ориентировки

Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки

безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов

тестирование

Оценка осуществляется по 3-бальной системе:

3 балла – высокий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность, познавательную активность; показывает отличное знание теоретического материала и качественно выполняет практические задания);

2 балла – средний уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность, познавательную активность; показывает хорошее знание теоретического материала, выполненные практические задания требуют небольшой доработки);

1 балл – низкий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует низкий уровень заинтересованности, познавательной активности; показывает недостаточное знание теоретического материала, выполненные практические задания не соответствуют требованиям).

Пример инструментария для педагогической диагностики: см. Приложение 1

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в групповом помещении и игровой комнате, которые оснащены:   

- учебной мебелью (столы и стулья) и 1 место педагога;                             

- мультимедийным оборудованием (ноутбук, интерактивная доска, колонки, принтер);

- программным обеспечением «ПиктоМир», установленным на ноутбук.

Кадровое обеспечение.

Воспитатель.

Методическое и дидактическое обеспечение.

Программное обеспечение программы: свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда ПиктоМир (НИИСИ РАН).

Дидактическое обеспечение программы:

- пиктограммное лото, разработанное по методическим рекомендациям [2] для проведения занятий «Алгоритмика»;

- рабочая тетрадь «Азбука алгоритмики», включающая задания на алгоритмику, интеллектику и логику, объединенные единой сюжетной линией: программирование роботов;

- аудиовизуальные материалы: мультфильмы про роботов [7-12];

-картотека гимнастики для глаз.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Основной формой работы с детьми в рамках воспитательной деятельности является игра.

Работа с родителями предусматривает:

- индивидуальные беседы и консультации;

- мастер-класс;

- рассылку в родительские чаты тематических консультаций;

- участие в защите детских проектов.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Продолжи-тельность занятий (академ.час)

Количество академических часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Введение        

30 минут

2

2

4

тестирование, наблюдение

2

Команды

2

6

8

тестирование, наблюдение

3

Линейные программы

2

4

6

тестирование, наблюдение

4

Циклы

2

6

8

тестирование, наблюдение

5

Повторители

2

6

8

тестирование, наблюдение

 

Аттестация

 

2

2

тестирование, наблюдение,  защита проекта

Итого

 

10

26

36

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение (4 часа)

Теория.

Презентация программы: легенда, сюжетная линия занятий, главные герои сюжетной линии. Понятие «робот», виды роботов, их назначение. Знакомство с учебной программной средой ПиктоМир.

Практика. Входная диагностика пространственной ориентировки учащихся (лево-право-вперед): упражнение-имитация на полях-баннерах, используемых в робототехнических соревнованиях «РобоФест».

Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение отличий, построение на симметрию и др.

Раздел 2. Команды (8 часов)

Теория. Понятия «команда», «программа», «командная строка».

Практика. Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: диктант по клеточкам на построение, на прохождение маршрута и др. Упражнения на построение алгоритмов с использованием дидактического материала.

Раздел 3. Линейные программы (6 часов)

Теория. Понятие «линейная программа». Особенности и варианты записи линейной программы. Построение линейной программы с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

Практика. Упражнения на построение линейных программ с использованием пиктограммного лото.

Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах.

Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 1-3 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

Раздел 4. Циклы (8 часов)

Теория. Понятие «цикл». Особенности и варианты записи цикла. По- 6 строение программы, содержащей цикл, с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы, с использованием пиктограммного лото.

Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы.

Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 4, 6, 10-13 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

Раздел 5. Повторители (8 часов)

Теория. Понятие «Повторитель». Особенности и варианты записи повторителя (цикла-повторителя). Построение повторителя с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.

Практика. Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы-повторители, с использованием пиктограммного лото.

Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в записанных линейных программах, содержащих циклы-повторители.

Работа с интерактивной доской: выполнение заданий 5, 7, 8, 9 базового уровня учебной программной среды ПиктоМир.

Аттестация (2 часа).

Промежуточная аттестация (после освоения раздела 2).

Итоговая аттестация (в конце изучаемого курса).

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, игра, мастер-класс.

Педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368

2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf

3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html

4. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы

5. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/

6. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы

7. Мультфильм «Берн-И»/«Burn-E» («Disney Pixar», 2014).– URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg

8. Мультфильм «Валл-И»/«Wall-E» («Disney Pixar», 2008). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k

9. Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s

10. Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw

11. Мультфильм «Кусачки» / «Wire Cutters» («Dust», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc

12. Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI

13. Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30

 


Хочу такой сайт

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график

на 2021/ 2022   учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Основы алгоритмики. Пиктомир»

(стартовый уровень)

Педагог: Заидова Асият Сулеймановна

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Кол-во часов

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

7

15.35-16.05

1

Знакомство с программой ПиктоМир; презентация; упражнение-имитация; упражнения в рабочей тетради

1.      Введение

Групповое помещение, игровая комната

тестирование, наблюдение

2

14

15.35-16.05

1

3

21

15.35-16.05

1

4

28

15.35-16.05

1

5

октябрь

5

15.35-16.05

1

Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; просмотр мультфильма

2.      Команды

Групповое помещение, игровая комната

тестирование, наблюдение

6

12

15.35-16.05

1

7

19

15.35-16.05

1

8

26

15.35-16.05

1

9

ноябрь

2

15.35-16.05

1

10

9

15.35-16.05

1

11

16

15.35-16.05

1

12

23

15.35-16.05

1

13

30

15.35-16.05

1

Упражнения в рабочей тетради

Промежуточная аттестация

Групповое помещение

тестирование

14

декабрь

7

15.35-16.05

1

Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с использованием пиктограммного лото

 

3.      Линейные программы

Групповое помещение, игровая комната

тестирование, наблюдение

15

14

15.35-16.05

1

16

21

15.35-16.05

1

17

28

15.35-16.05

1

18

январь

11

15.35-16.05

1

19

18

15.35-16.05

1

20

25

15.35-16.05

1

Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с использованием пиктограммного лото

4.      Циклы

Групповое помещение, игровая комната

тестирование, наблюдение

21

февраль

1

15.35-16.05

1

22

8

15.35-16.05

1

23

15

15.35-16.05

1

24

22

15.35-16.05

1

25

март

1

15.35-16.05

1

26

15

15.35-16.05

1

27

22

15.35-16.05

1

28

29

15.35-16.05

1

Работа в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с использованием пиктограммного лото

5.      Повторители

Групповое помещение, игровая комната

тестирование, наблюдение

29

апрель

5

15.35-16.05

1

30

12

15.35-16.05

1

31

19

15.35-16.05

1

32

26

15.35-16.05

1

33

май

3

15.35-16.05

1

34

17

15.35-16.05

1

35

24

15.35-16.05

1

36

31

15.35-16.05

1

Проект

Итоговая аттестация

Игровая комната

Защита проекта


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Карта наблюдений

Карта наблюдений

Учебный год: ________________

 

№ п/п

Ф.И.

ребёнка

Уровень знаний основных алгоритмических понятий и определений

Уровень развития навыков пиктограммного программирования

Уровень сформированности навыков пространственной ориентировки

Степень сформированности,

примечания

(перспективы развития, индивидуализация образовательного процесса

Знание основных алгоритмических понятий и определений

Осознанность применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики.

Самостоятельность и активность в работе.

Умение строить линейные и цикличные алгоритмы

Безошибочный выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

3 балла – высокий уровень,                 2 балла – средний уровень,                 1 балл – низкий уровень


 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.03.2023

Дата обновления: 03.03.2023

Дата публикации: 11.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».