11.01.2021
КРУЖОК "ПИКТОМИР" Оглавление
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПиктоМир – это свободно распространяемая
учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки
программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые
команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать.
Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт
системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).
Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы алгоритмики. ПиктоМир» (далее – программа) представляет собой модель
организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство
воспитанников с пиктограммным программированием. Программа разработана в
муниципальном образовательном учреждении «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный
Надымского района».
Дополнительная
общеразвивающая программа технической направленности «Основы алгоритмики.
Пиктомир» разработана в соответствии с:
· Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2,
п.1, 2, 3, 14; ст.75);
· Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения
РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от
30.09.2020 №533);
· Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
· Требованиями к
образовательным программам дополнительного образования детей (письмо
Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
· Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. №28;
· Санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 января 2021 года №2.
Направленность
программы:
техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников
универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе
изучения основ пиктограммного программирования.
Уровень
программы: стартовый.
Актуальность
программы,
прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно:
учреждений дошкольного образования на предоставление дополнительных
образовательных услуг, направленных на развитие логических и математических
способностей воспитанников согласно требованиям Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Новизна
программы заключается
в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на
новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной
культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение
замысла в несложные программы управляющие виртуальным исполнителем, особенно
важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская
(творческая) деятельность. Эволюция
программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых
неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже
дошкольников.
Педагогическая
целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом
программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в
детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить
множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке
содержания программы использованы методические рекомендации
авторов-разработчиков учебной среды ПиктоМир.
Отличительные
особенности программы
от уже существующих в области обучения (преподавания) алгоритмике и начальному
программированию заключаются в том, что:
-
дидактическое обеспечение, разработанное педагогами МДОУ «Детский сад «Морозко»
п.Приозерный», работающими по программе, предполагает использование на занятиях
рабочей тетради «Азбука алгоритмики» (портфолио заданий на логику, интеллектику
и алгоритмику) и пиктограммного лото (набора карточек на пространственную
ориентировку и полей-матриц для составления алгоритмов);
-
методическое обеспечение предполагает проведение занятий в форме квеста (игры
на прохождение испытаний (заданий) с использованием и без использования
интерактивной доски), сохранение единой сюжетной линии для всех занятий
(квестов);
-
техническое обеспечение программы позволяет проводить занятие с использованием
аудиовизуальных материалов (просмотр видеоуроков, мультфильмов, обучающих
видеоматериалов и т.п.).
Цель
программы:
способствовать формированию у воспитанников старшего дошкольного возраста
навыков алгоритмического мышления в процессе обучения пиктограммному
программированию.
Задачи
программы:
образовательные
-
познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных
технологиях;
-
познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;
-
развить навыки пиктограммного программирования;
развивающие
-
закреплять навыки пространственной ориентировки;
-
содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания,
воображения, познавательной активности, самостоятельности;
воспитательные
-
воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
-
воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать
друг с другом.
Планируемые
результаты реализации программы:
- воспитанники
будут знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как:
«алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;
- воспитанники
приобретут азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического
мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без
использования интерактивной доски;
- у воспитанников
будут сформированы устойчивые навыки ориентировки в пространстве
(лево-право-вперед-назад).
Адресат программы. Программа направлена на удовлетворение потребностей и
интересов детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет) в полноценном познавательном
развитии, их позитивной социализации в целом и родителей в получении
качественных образовательных услуг.
Программа разработана с учетом
возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает
развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться
навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться
воображение и внимание, оно становится произвольным.
Объём
и сроки освоения программы: срок реализации программы 1 учебный год. Количество
академических часов по программе – 36, в том числе предусмотрено 10 часов
теоретических занятий и 26 часов практических занятий.
Форма
обучения:
очная.
Режим занятий: единицей
измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного
процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Занятия проходят 1 раз в неделю во вторую половину дня с сентября по
май. Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Продолжительность
занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических
особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.
Наполняемость групп: 10 человек.
Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов
При реализации программы оценка индивидуального развития детей
проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика направлена на изучение:
- знаний
воспитанников (знает,
как построить алгоритм с помощью условных знаков),
-
умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по
заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей
деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве,
сотрудничать с другими детьми).
Методами оценки результатов реализации
программы являются:
- промежуточная
диагностика (игра-тестирование, наблюдение) - ноябрь;
- итоговая
диагностика (защита проекта по программированию) - май.
Систематически проводится текущий контроль на занятиях в процессе всего
периода обучения по программе (тестирование, наблюдение).
Мониторинг
образовательных результатов.
Основные
образовательные задачи |
Критерий |
Показатель |
Форма контроля |
Познакомить
с основными алгоритмическими понятиями и определениями |
Уровень
знаний основных алгоритмических понятий и определений |
Знание
основных алгоритмических понятий и определений |
тестирование |
Осознанность
применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики. |
наблюдение |
||
Развить
навыки пиктограммного программирования |
Уровень
развития навыков пиктограммного программирования |
Самостоятельность
и активность в работе. |
наблюдение |
умение
строить линейные и цикличные алгоритмы |
тестирование |
||
Сформировать
навыки пространственной ориентировки |
Уровень
сформированности навыков пространственной ориентировки |
безошибочный
выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов |
тестирование |
Оценка
осуществляется по 3-бальной системе:
3 балла – высокий уровень освоения
Программы (воспитанник демонстрирует высокую заинтересованность, познавательную
активность; показывает отличное знание теоретического материала и качественно
выполняет практические задания);
2 балла – средний уровень освоения
Программы (воспитанник демонстрирует достаточную заинтересованность,
познавательную активность; показывает хорошее знание теоретического материала,
выполненные практические задания требуют небольшой доработки);
1
балл – низкий уровень освоения Программы (воспитанник демонстрирует низкий
уровень заинтересованности, познавательной активности; показывает недостаточное
знание теоретического материала, выполненные практические задания не
соответствуют требованиям).
Пример инструментария для педагогической
диагностики: см. Приложение 1
Условия
реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия
проводятся в групповом помещении и игровой комнате, которые оснащены:
-
учебной мебелью (столы и стулья) и 1 место педагога;
-
мультимедийным оборудованием (ноутбук, интерактивная доска, колонки, принтер);
- программным
обеспечением «ПиктоМир», установленным на ноутбук.
Кадровое обеспечение.
Воспитатель.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Программное
обеспечение программы: свободно распространяемая учебная бестекстовая
программная среда ПиктоМир (НИИСИ РАН).
Дидактическое
обеспечение программы:
- пиктограммное
лото, разработанное по методическим рекомендациям [2] для проведения занятий
«Алгоритмика»;
- рабочая тетрадь
«Азбука алгоритмики», включающая задания на алгоритмику, интеллектику и логику,
объединенные единой сюжетной линией: программирование роботов;
- аудиовизуальные
материалы: мультфильмы про роботов [7-12];
-картотека
гимнастики для глаз.
Воспитательная
деятельность. Работа с родителями
Основной формой работы с детьми в рамках воспитательной
деятельности является игра.
Работа с родителями предусматривает:
- индивидуальные беседы и консультации;
- мастер-класс;
- рассылку в родительские чаты тематических
консультаций;
- участие в защите детских проектов.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Раздел |
Продолжи-тельность
занятий (академ.час) |
Количество академических
часов |
Формы контроля |
||
теория |
практика |
всего |
||||
1 |
Введение |
30 минут |
2 |
2 |
4 |
тестирование, наблюдение |
2 |
Команды |
2 |
6 |
8 |
тестирование, наблюдение |
|
3 |
Линейные
программы |
2 |
4 |
6 |
тестирование, наблюдение |
|
4 |
Циклы |
2 |
6 |
8 |
тестирование, наблюдение |
|
5 |
Повторители |
2 |
6 |
8 |
тестирование, наблюдение |
|
|
Аттестация |
|
2 |
2 |
тестирование, наблюдение, защита проекта |
|
Итого |
|
10 |
26 |
36 |
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение
(4 часа)
Теория.
Презентация
программы: легенда, сюжетная линия занятий, главные герои сюжетной линии.
Понятие «робот», виды роботов, их назначение. Знакомство с учебной программной
средой ПиктоМир.
Практика.
Входная диагностика пространственной ориентировки учащихся (лево-право-вперед):
упражнение-имитация на полях-баннерах, используемых в робототехнических
соревнованиях «РобоФест».
Упражнения
в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение отличий, построение на
симметрию и др.
Раздел
2.
Команды (8 часов)
Теория.
Понятия «команда», «программа», «командная строка».
Практика.
Упражнения в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: диктант по клеточкам на
построение, на прохождение маршрута и др. Упражнения на построение алгоритмов с
использованием дидактического материала.
Раздел
3.
Линейные программы (6 часов)
Теория.
Понятие «линейная программа». Особенности и варианты записи линейной программы.
Построение линейной программы с использованием команд учебной программной среды
ПиктоМир.
Практика.
Упражнения на построение линейных программ с использованием пиктограммного
лото.
Упражнения
в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в
записанных линейных программах.
Работа
с интерактивной доской: выполнение заданий 1-3 базового уровня учебной
программной среды ПиктоМир.
Раздел
4.
Циклы (8 часов)
Теория.
Понятие «цикл». Особенности и варианты записи цикла. По- 6 строение программы,
содержащей цикл, с использованием команд учебной программной среды ПиктоМир.
Практика.
Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы, с использованием
пиктограммного лото.
Упражнения
в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в
записанных линейных программах, содержащих циклы.
Работа
с интерактивной доской: выполнение заданий 4, 6, 10-13 базового уровня учебной
программной среды ПиктоМир.
Раздел
5.
Повторители (8 часов)
Теория.
Понятие «Повторитель». Особенности и варианты записи повторителя
(цикла-повторителя). Построение повторителя с использованием команд учебной
программной среды ПиктоМир.
Практика.
Упражнения на построение линейных программ, содержащих циклы-повторители, с
использованием пиктограммного лото.
Упражнения
в рабочей тетради «Азбука алгоритмики»: нахождение и исправление ошибок в
записанных линейных программах, содержащих циклы-повторители.
Работа
с интерактивной доской: выполнение заданий 5, 7, 8, 9 базового уровня учебной
программной среды ПиктоМир.
Аттестация
(2 часа).
Промежуточная
аттестация (после освоения раздела 2).
Итоговая
аттестация (в конце изучаемого курса).
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы
обучения (словесный, наглядный,
практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и
воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, защита
проектов, игра, мастер-класс.
Педагогические
технологии - технология
группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология
игровой деятельности.
Дидактические материалы –
раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания,
упражнения, образцы изделий и т.п.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и
младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные
технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных
стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня
2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже
[Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368
2.
Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий
«Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений
с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный
ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf
3.
Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения
программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко,
А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим
доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-
2012_09_25.html
4.
Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной
интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf
интернет-ресурсы
5.
Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12
лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/
6.
ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы
7.
Мультфильм «Берн-И»/«Burn-E» («Disney Pixar», 2014).– URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg
8. Мультфильм «Валл-И»/«Wall-E» («Disney Pixar», 2008). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k
9.
Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s
10.
Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд»,
2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw
11. Мультфильм «Кусачки» / «Wire
Cutters» («Dust», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc
12.
Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI
13.
Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30
6.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный
учебный график
на
2021/ 2022 учебный год
к
дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Основы
алгоритмики. Пиктомир»
(стартовый
уровень)
Педагог:
Заидова Асият Сулеймановна
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время
проведения |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
7 |
15.35-16.05 |
1 |
Знакомство
с программой ПиктоМир; презентация; упражнение-имитация; упражнения в рабочей
тетради |
1.
Введение |
Групповое помещение, игровая комната |
тестирование, наблюдение |
2 |
14 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
3 |
21 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
4 |
28 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
5 |
октябрь |
5 |
15.35-16.05 |
1 |
Работа
в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; просмотр мультфильма |
2.
Команды |
Групповое помещение, игровая комната |
тестирование, наблюдение |
6 |
12 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
7 |
19 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
8 |
26 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
9 |
ноябрь |
2 |
15.35-16.05 |
1 |
||||
10 |
9 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
11 |
16 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
12 |
23 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
13 |
30 |
15.35-16.05 |
1 |
Упражнения
в рабочей тетради |
Промежуточная
аттестация |
Групповое помещение |
тестирование |
|
14 |
декабрь |
7 |
15.35-16.05 |
1 |
Работа
в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с
использованием пиктограммного лото |
3.
Линейные программы |
Групповое помещение, игровая комната |
тестирование, наблюдение |
15 |
14 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
16 |
21 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
17 |
28 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
18 |
январь |
11 |
15.35-16.05 |
1 |
||||
19 |
18 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
20 |
25 |
15.35-16.05 |
1 |
Работа
в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с
использованием пиктограммного лото |
4.
Циклы |
Групповое помещение, игровая комната |
тестирование, наблюдение |
|
21 |
февраль |
1 |
15.35-16.05 |
1 |
||||
22 |
8 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
23 |
15 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
24 |
22 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
25 |
март |
1 |
15.35-16.05 |
1 |
||||
26 |
15 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
27 |
22 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
28 |
29 |
15.35-16.05 |
1 |
Работа
в программе ПиктоМир; упражнения в рабочей тетради; упражнения с
использованием пиктограммного лото |
5.
Повторители |
Групповое помещение, игровая комната |
тестирование, наблюдение |
|
29 |
апрель |
5 |
15.35-16.05 |
1 |
||||
30 |
12 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
31 |
19 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
32 |
26 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
33 |
май |
3 |
15.35-16.05 |
1 |
||||
34 |
17 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
35 |
24 |
15.35-16.05 |
1 |
|||||
36 |
31 |
15.35-16.05 |
1 |
Проект
|
Итоговая
аттестация |
Игровая комната |
Защита проекта |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Карта наблюдений
Карта наблюдений
Учебный
год: ________________
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
Уровень
знаний основных алгоритмических понятий и определений |
Уровень развития навыков
пиктограммного программирования |
Уровень сформированности навыков
пространственной ориентировки |
Степень сформированности, примечания (перспективы развития,
индивидуализация образовательного процесса |
||
Знание
основных алгоритмических понятий и определений |
Осознанность
применения в своей речи понятий, определений из области алгоритмики. |
Самостоятельность
и активность в работе. |
Умение
строить линейные и цикличные алгоритмы |
Безошибочный
выбор команд (лево-право) при построении алгоритмов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний
уровень, 1 балл – низкий
уровень
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.03.2023
Дата обновления: 03.03.2023
Дата публикации: 11.01.2021