26.01.2021
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №29 «Искорка» г.Улан-Удэ
комбинированного вида
Проект
«Зимующие птицы»
Руководители:
Гнеушева Татьяна Викторовна
воспитатель
Проскурина Светлана Ивановна
учитель-логопед
г. Улан-Удэ
Проект
«Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный,
11.01. - 29.01.2021г.
Возраст детей-участников: подготовительная логопедическая группа 6-7
лет.
Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед,
воспитатель логопедической группы.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно
прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в
ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным,
поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям
демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), дети плохо
знают зимующих птиц и затрудняются их назвать. Из этого следует, что дети имеют
малый опыт наблюдения за птицами в природе. И мы решили создать проект и хорошо
познакомить с зимующими птицами и сформировать навыки оказания помощи птицам
зимой.
Причины:
1. Несформированность экологического
сознания у детей и родителей.
2. Отсутствие системы
непосредственного общения с природой.
3. Отсутствие
у детей в особенности жизни птиц в
холодное время года и организовать действенную помощь им позволяет участие в
краткосрочном проекте «Зимующие птицы».
Отсутствие у детей понимания необходимости сохранения птиц, чтобы сохранить обитателей: здоровым и красивым, нам
необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников. Формируя
отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на
природе. Выявленные
причины позволили определить цель и
поставить задачи.
Цель: расширение и обогащение
знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о
роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами
и оборудованием по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное
для них время.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и
механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап
Взаимодействие с детьми
Перспективный
план по проекту в подготовительной логопедической группе (6-7
лет)
Дата |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
с 11.01. – 15.01.21 |
1. |
«Что
ты знаешь о птицах?» Дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвёртый
лишний», «Один – много». Чтение
и разучивание стихов: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима,
аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости». Рассматривание
изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Прослушивание
аудиозаписи «Птичьи трели». Рисование «Снегири на ветке рябины». |
-
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих
птиц. -
Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они
питаются). - Развивать познавательный
интерес, память, связная речь, уметь анализировать, делать выводы. - Воспитывать бережное
отношение птицам. -
Учить передавать внешний вид снегирей. -
Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр. |
Беседа. Чтение художественной
литературы, загадки. Музыка. Рассматривание иллюстраций. Рисование, аппликация. |
Познавательно- информационное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое. |
с 18.01. – 22.01.21 |
2. |
Внести
в уголок книг подборку литературы о
птицах. Заучивание
стихотворения «Воробей» Н. Рубцов. Чтение
сказок о птицах. Оформление
альбома: «Зимующие птицы». Оформление
картотеки загадок, стихов о птицах. Ведение
дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно). Пословицы
и поговорки о птицах. Оформление
природного уголка «Зимующие птицы». |
-
Пополнить развивающую среду группы, материалами и оборудованием по теме
проекта. - Учить детей видеть и
эмоционально откликаться на прекрасное в природе. - Развивать связную речь (диалог и
монолог). |
Наблюдение. Опыты и эксперименты.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок
о социальной деятельности и нравственных ценностей. Разучивание пословиц и поговорок. |
Познавательно-экспериментальное, речевое
развитие. |
с 25.01. – 29.01.21 |
3. |
«Трудно
птицам зимовать». Заучивание
стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах. Рисование
«Моя любимая птичка». Чтение
Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»,
О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой» Заготовка
корма для птиц. Подвижные
игры «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка
– сова»; «Воробей и автомобиль», Просматривание
видеофильмов зимующих птиц. Дидактические игры «Где, чьи
детки?», «Помоги
синицы - лабиринт», «Когда это бывает?».
Налеп
«Скачет воробышек по снегу». |
-
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время. - Развивать интерес детей,
любознательности и познавательной мотивации. - Развивать воображения и
творческой активности. - Обогащение активного словаря:
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи. |
Беседа. Рисование. Лепка. Презентации (ИКТ). Физкультура. |
Социально-коммуникационное,
художественно-эстетическое, физическое развитие, развитие
речи. |
Взаимодействие с родителями
Оформление природного уголка «Зимующие птицы».
Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они
остались зимовать, мы им будем помогать».
Заключительный
этап
Взаимодействие с родителями
Конкурс поделок - «Мастерим кормушки для птиц».
Взаимодействие с детьми
Викторина загадок, чистоговорок, песен, прибауток «Кто
больше знает о птицах?»
Цель: закрепить
знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый
результат:
- у детей сформирована система знаний о зимующих
птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию
целостного представления о жизни зимующих птиц.
- у детей появилось желание помогать птицам в
зимнее время года.
Трансляция
проекта:
Открытое занятие на тему «Зимующие птицы»
Перспективы
проекта: В дальнейшем планируем разработать весенний проект
«Перелётные птицы».
Литература:
1. Т.А. Шорыгина «Птицы.
Какие они?» М.,2003 г.
2. Т.А. Шорыгина «Какие
месяцы в году» М.,1999 г.
3. «Мы» программа
экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
4. В союзе с природой. Л.И. Грехова, М.,1999
г.
5. Л.П. Молодова
«Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
6. Журнал «Юный
натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
7. Журнал «Обруч» -
2011.- №2
Конспект открытого занятия в
подготовительной логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ)
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: систематизация и закрепление знаний
по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: актуализировать словарь по теме
«Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение
образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного
падежей существительных, сочетание существительных с числительными;
образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного
разбора слова.
Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, внимание,
логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к обитателям
природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц»,
мультимедийная презентация «Зимующие
птицы», плоскостные изображения птиц, кубики с цифрами и изображениями птиц,
мяч, плоскостные круги трех цветов (красный, синий, зеленый), звуковые линейки,
картинки с изображением сюжета, указка с птицей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят,
звучит аудиозапись голосов птиц.
Логопед: - Ребята, посмотрите, сколько у нас
гостей. Давайте со всеми поздороваемся (дети приветствуют гостей). Все гости
хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы много знаете и как вы
готовы к школе.
Наш девиз:
1, 2, 3, 4,
5
Будем мы
сейчас опять
Смотреть,
слушать, размышлять,
Но друг
другу не мешать.
Внятно,
четко говорить,
Не
вертеться, не шалить.
2. Основная часть
Логопед: - Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.)
Сегодня мы будем говорить о птицах. Вы мне подскажите сами. И я хочу вам
рассказать интересную историю, которая произошла с Совушкой.
- Жила-была
задумчивая СОВА. Сова она была неплохая, но уж очень задумчивая. Летит она,
летит, а на ходу размышляет. Иногда настолько задумывается, что начинает
падать.
- Ой – ой –
ой, - всегда кричит сова.
- Бедная, я
несчастная. Надоело мне быть обычной задумчивой совой, хочу стать сверхптицей! (слайд 2)
- Решить-то
она решила, но вот кто ее сделает такой? (ответы детей)
- Поможем
сове? (да)
Логопед: - Вам предстоит выполнить много
различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, надо как следует
подготовиться. Давайте сделаем артикуляционную
гимнастику (слайд 3).
А ещё мы с
вами выполним дыхательную гимнастику
(слайд 4):
Падает сова.
Тихо падает
сова.
Тихо падает
серая сова.
Тихо падает
серая, пушистая сова.
Тихо падает
серая, пушистая сова, с дерева.
Логопед: - Люди, которые изучают птиц,
называют ОРНИТОЛОГАМИ. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем
сове узнать много нового о жизни птиц, которые зимуют.
Давайте все
дружно проговорим ОРНИТОЛОГИ (слайд 5).
- Вы готовы
к выполнению заданий? (да)
- Тогда
начинаем.
Первое задание
Логопед: - Посмотрите на экран и отгадайте загадки (слайд 6-14) и
назовите птиц (ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь,
синица, снегирь).
- Как можно
назвать этих птиц? (зимующие птицы)
Игра с мячом, «Какой? Какая?» (слайд
15)
1. Воробей (какой?) – маленький, шустрый …
Если у воробья короткий клюв, он какой? – короткоклювый.
2. Ворона (какая?) – осторожная, крикливая …
Если у вороны толстый клюв, она какая? – толстоклювая.
3. Снегирь (какой?) - нахохлившийся, голодный, яркий, весёлый …
Если у снегиря красная грудка, он какой? – красногрудый.
4. Синица (какая?) - маленькая, шустрая, яркая, пугливая, быстрая …
Если у синички жёлтая грудка, она какая? – желтогрудая.
5. Дятел (какой?) – пёстрый, работящий …
Если у дятла длинный клюв, он какой? - длинноклювый.
6. Сорока (какая?) – хитрая, вороватая …
Если у сороки белые бока, она какая? - белобокая.
Если у сороки длинный хвост, она какая? - длиннохвостая.
Логопед: - Ребята давайте отдохнем немножко.
Физкультминутка «Снегири» (слайд 16)
(координация
речи с движениями)
Вот на
ветках посмотри
(по 4
поворота головы в каждую сторону поочередно)
В красных
майках снегири.
Распушили
перышки,
(потряхивание
кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)
Греются на
солнышке.
Головой
вертят
(повороты
головы)
Улететь
хотят
(машут
руками)
Кыш! Кыш!
Улетели!
(кисти рук
разжимают – «кыш», машут руками)
За метелью,
за метелью!
Логопед: - Молодцы, все задания выполнили
правильно и физкультминутку выполнили хорошо.
Второе задание
Игра «Чей клюв, чья голова?» (слайд
17)
(образование
притяжательных прилагательных)
У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья.
У сороки клюв (чей?) – сорочий, голова (чья?) – сорочья.
У голубя клюв (чей?) – голубиный, голова (чья?) – голубиная.
У совы клюв (чей?) – совиный, голова (чья?) – совиная.
Логопед: - Ребята, сравните птиц с людьми и животными (слайд 18).
У
человека - дети, а птицы - птенцы
У
человека – нос, а у птицы – клюв
У
животных – шерсть, а птиц - перья
У
кошки – лапы, а у птицы – ноги.
Логопед: - Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз (слайд 19), чтобы
глаза отдохнули.
Птицы прилетели,
на окошко сели,
Птицы вправо
полетели,
Птицы влево
полетели,
Птицы вверх
полетели и на ветку сели,
Птицы
посидели и вниз полетели.
Третье задание
Игра «Слушай внимательно» (слайд 20)
Логопед: - Ребята, определите хлопками,
сколько слогов в слове: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель,
голубь, синица, снегирь, сова.
«Звуковой анализ слова» (слайд 21)
Логопед: - Рассмотрите картинку и назовите,
кто изображен (сова). Давайте разберем звуковой анализ слова СОВА (работа со
звуковыми линейками).
Четвертое задание
Игра с кубиками «Сколько птиц?»
(слайд 22)
(употребление
существительных с числительными)
Дети по
очереди бросают кубик, на гранях изображены цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя
и т.д.).
Игра «Назови ласково» (слайд 23)
Логопед: - Согревает не только тепло, но и
ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя
картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка ит.д.).
Пятое задание
«Сочини чистоговорку» (слайд 24)
Логопед: - Я говорю слоги, а вы сочиняете
чистоговорку. Например: ца-ца-ца – прилетела синица.
Бей-бей-бей
(воробей) – …
Ва-ва-ва
(сова) – …
Ка-ка-ка
(сорока) – …
На-на-на
(ворона) – …
Гирь-гирь-гирь
(снегирь) – и т.д.
«Составление рассказа по серии сюжетных
картин»
«Расскажи-ка» (слайд 25)
Логопед: - Ответьте на вопросы:
- Какое было
время года?
- Кого нашли
дети в парке на снегу?
- Какой был
воробышек?
- Что
сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
- Когда дети
выпустили воробышка на волю?
- Что
повесили дети зимой в парке? Зачем? (рассказ детей)
Логопед: - Ребята вы молодцы, ОРНИТОЛОГИ из
вас получились отличные, много знаете о птицах, со всеми заданиями справились.
Помогли СОВЕ узнать много нового и стать сверхптицей.
Итог занятия:
- Что вам
больше всего понравилось в занятии?
- Какую
профессию сегодня вспомнили?
- Надеюсь,
все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2021
Дата обновления: 26.01.2021
Дата публикации: 26.01.2021