Проект «Зимующие птицы»

26.01.2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Искорка» г.Улан-Удэ

комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Зимующие птицы»

 

 

               

Руководители:

Гнеушева Татьяна Викторовна

воспитатель

Проскурина Светлана Ивановна

учитель-логопед

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

 

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный, 11.01. - 29.01.2021г.

Возраст детей-участников: подготовительная логопедическая группа 6-7 лет.

Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатель логопедической группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), дети плохо знают зимующих птиц и затрудняются их назвать. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. И мы решили создать проект и хорошо познакомить с зимующими птицами и сформировать навыки оказания помощи птицам зимой.

Причины:

1. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.

2. Отсутствие системы непосредственного общения с природой.

3. Отсутствие у  детей в особенности жизни птиц в холодное время года и организовать действенную помощь им позволяет участие в краткосрочном проекте «Зимующие птицы». Отсутствие у детей понимания необходимости сохранения птиц, чтобы сохранить обитателей: здоровым и красивым, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников. Формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. Выявленные причины позволили определить цель и поставить задачи.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.


Основной этап

Взаимодействие с детьми

Перспективный план по проекту в подготовительной логопедической группе (6-7 лет)

Дата

№ п/п

Тема

Задачи

Формы и методы работы

Вид деятельности

с 11.01. – 15.01.21

1.

«Что ты знаешь о птицах?»

Дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвёртый лишний», «Один – много».

Чтение и разучивание стихов: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Прослушивание аудиозаписи «Птичьи трели».

Рисование «Снегири на ветке рябины».

- Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

- Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

- Развивать познавательный интерес, память, связная речь, уметь анализировать, делать выводы.

- Воспитывать бережное отношение птицам.

- Учить передавать внешний вид снегирей.

- Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

 

Беседа. Чтение художественной литературы, загадки. Музыка. Рассматривание иллюстраций. Рисование, аппликация.

Познавательно- информационное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое.

с 18.01. – 22.01.21

2.

Внести в уголок книг подборку литературы  о птицах.

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Чтение сказок о птицах.

Оформление альбома: «Зимующие птицы».

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Пословицы и поговорки о птицах.

Оформление природного уголка «Зимующие птицы».

- Пополнить развивающую среду группы, материалами и оборудованием по теме проекта.       

- Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе.

- Развивать связную речь (диалог и монолог).

Наблюдение. Опыты и эксперименты. Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок о социальной деятельности и нравственных ценностей.

Разучивание пословиц и поговорок.

Познавательно-экспериментальное, речевое развитие.

с 25.01. – 29.01.21

3.

 «Трудно птицам зимовать».

Заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели»,  скороговорок, считалок о птицах.

Рисование «Моя любимая птичка».

Чтение Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»

Заготовка корма для птиц.

Подвижные игры «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках»,

«Совушка – сова»; «Воробей и автомобиль»,

Просматривание видеофильмов зимующих птиц.

Дидактические игры «Где, чьи детки?», «Помоги синицы - лабиринт», «Когда это бывает?».

Налеп «Скачет воробышек по снегу».

- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

- Развивать интерес детей, любознательности и познавательной мотивации.

- Развивать воображения и творческой активности.

- Обогащение активного словаря: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Беседа. Рисование. Лепка.

Презентации (ИКТ).

Физкультура.

Социально-коммуникационное, художественно-эстетическое, физическое развитие, развитие речи.

   


Взаимодействие  с родителями

Оформление природного уголка «Зимующие птицы».

Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап

Взаимодействие  с родителями

Конкурс  поделок - «Мастерим кормушки для птиц».

Взаимодействие  с детьми

Викторина загадок, чистоговорок, песен, прибауток «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Открытое занятие на тему «Зимующие птицы»

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Литература:

1. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.Хочу такой сайт

2. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.

3. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).

 4. В союзе с природой. Л.И. Грехова, М.,1999 г.

5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.

6. Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2

7. Журнал «Обруч» - 2011.- №2

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР (ОВЗ)

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора слова.

Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», мультимедийная  презентация «Зимующие птицы», плоскостные изображения птиц, кубики с цифрами и изображениями птиц, мяч, плоскостные круги трех цветов (красный, синий, зеленый), звуковые линейки, картинки с изображением сюжета, указка с птицей.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.

Логопед: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте со всеми поздороваемся (дети приветствуют гостей). Все гости хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы много знаете и как вы готовы к школе.

Наш девиз:

1, 2, 3, 4, 5

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

2. Основная часть

Логопед: - Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.) Сегодня мы будем говорить о птицах. Вы мне подскажите сами. И я хочу вам рассказать интересную историю, которая произошла с Совушкой.

- Жила-была задумчивая СОВА. Сова она была неплохая, но уж очень задумчивая. Летит она, летит, а на ходу размышляет. Иногда настолько задумывается, что начинает падать.

- Ой – ой – ой, - всегда кричит сова.

- Бедная, я несчастная. Надоело мне быть обычной задумчивой совой, хочу стать сверхптицей! (слайд 2)

- Решить-то она решила, но вот кто ее сделает такой? (ответы детей)

- Поможем сове? (да)

Логопед: - Вам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, надо как следует подготовиться. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику (слайд 3).

А ещё мы с вами выполним дыхательную гимнастику (слайд 4):

Падает сова.

Тихо падает сова.

Тихо падает серая сова.

Тихо падает серая, пушистая сова.

Тихо падает серая, пушистая сова, с дерева.

Логопед: - Люди, которые изучают птиц, называют ОРНИТОЛОГАМИ. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем сове узнать много нового о жизни птиц, которые зимуют.

Давайте все дружно проговорим ОРНИТОЛОГИ (слайд 5).

- Вы готовы к выполнению заданий? (да)

- Тогда начинаем.

Первое задание

 Логопед: - Посмотрите на экран и отгадайте загадки (слайд 6-14) и назовите птиц (ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь).

- Как можно назвать этих птиц? (зимующие птицы)

Игра с мячом, «Какой? Какая?» (слайд 15)

1. Воробей (какой?) – маленький, шустрый …

Если у воробья короткий клюв, он какой? – короткоклювый.

2. Ворона (какая?) – осторожная, крикливая …

Если у вороны толстый клюв, она какая? – толстоклювая.

3. Снегирь (какой?) - нахохлившийся, голодный, яркий, весёлый …

Если у снегиря красная грудка, он какой? – красногрудый.

4. Синица (какая?) - маленькая, шустрая, яркая, пугливая, быстрая …

Если у синички жёлтая грудка, она какая? – желтогрудая.

5. Дятел (какой?) – пёстрый, работящий …

Если у дятла длинный клюв, он какой? - длинноклювый.

6. Сорока (какая?) – хитрая, вороватая …

Если у сороки белые бока, она какая? - белобокая.
Если у сороки длинный хвост, она какая? - длиннохвостая.

Логопед: - Ребята давайте отдохнем немножко.

Физкультминутка «Снегири» (слайд 16)

(координация речи с движениями)

Вот на ветках посмотри

(по 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

(потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят

(повороты головы)

Улететь хотят

(машут руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

(кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)

За метелью, за метелью!

Логопед: - Молодцы, все задания выполнили правильно и физкультминутку выполнили хорошо.

Второе задание

Игра «Чей клюв, чья голова?» (слайд 17)

(образование притяжательных прилагательных)

У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья.

У сороки клюв (чей?) – сорочий, голова (чья?) – сорочья.

У голубя клюв (чей?) – голубиный, голова (чья?) – голубиная.

У совы клюв (чей?) – совиный, голова (чья?) – совиная.

Логопед: - Ребята, сравните птиц с людьми и животными (слайд 18).

У человека - дети, а птицы - птенцы

У человека – нос, а у птицы – клюв

У животных – шерсть, а птиц - перья

У кошки – лапы, а у птицы – ноги.

Логопед: - Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз (слайд 19), чтобы глаза отдохнули.

Птицы прилетели, на окошко сели,

Птицы вправо полетели,

Птицы влево полетели,

Птицы вверх полетели и на ветку сели,

Птицы посидели и вниз полетели.

Третье задание

Игра «Слушай внимательно» (слайд 20)

Логопед: - Ребята, определите хлопками, сколько слогов в слове: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь, сова.

«Звуковой анализ слова» (слайд 21)

Логопед: - Рассмотрите картинку и назовите, кто изображен (сова). Давайте разберем звуковой анализ слова СОВА (работа со звуковыми линейками).

Четвертое задание

Игра с кубиками «Сколько птиц?» (слайд 22)

(употребление существительных с числительными)

Дети по очереди бросают кубик, на гранях изображены цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.).

Игра «Назови ласково» (слайд 23)

Логопед: - Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка ит.д.).

Пятое задание

«Сочини чистоговорку» (слайд 24)

Логопед: - Я говорю слоги, а вы сочиняете чистоговорку. Например: ца-ца-ца – прилетела синица.

Бей-бей-бей (воробей) – …

Ва-ва-ва (сова) – …

Ка-ка-ка (сорока) – …

На-на-на (ворона) – …

Гирь-гирь-гирь (снегирь) – и т.д.

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

«Расскажи-ка» (слайд 25)

Логопед: - Ответьте на вопросы:

- Какое было время года?

- Кого нашли дети в парке на снегу?

- Какой был воробышек?

- Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

- Когда дети выпустили воробышка на волю?

- Что повесили дети зимой в парке? Зачем? (рассказ детей)

Логопед: - Ребята вы молодцы, ОРНИТОЛОГИ из вас получились отличные, много знаете о птицах, со всеми заданиями справились. Помогли СОВЕ узнать много нового и стать сверхптицей.

Итог занятия:

- Что вам больше всего понравилось в занятии?

- Какую профессию сегодня вспомнили?

- Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.01.2021

Дата обновления: 26.01.2021

Дата публикации: 26.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».