Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский Государственный Университет Бурятский Республиканский институт образовательной политики РОО «Общество культуры семейских РБ» МБДОУ «Подснежник» Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста по приобщению к истории и культуре семейских Забайкалья «Родники» Парциальная программа подготовлена в рамках реализации проекта «Традиции Руси: сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов согласно договору № 17-2-006596 Улан-Удэ 2018 2 УДК 373.2.016 ББК 74.102 Б 163 Рецензенты: Леонов А.М. канд. пед. наук доцент Лобсонова З.Б. канд..пед. наук доцент Редакционная коллегия: Малахова Г.И., Федотова Е.Д., Петров С.П. Ответственный редактор: Васильева С.В. д.и.н., доцент Авторы: Баженова О.Ф. - заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «Подснежник», заслуженный работник образования РБ, Отличник народного образования РФ. Петрова Т.А. - музыкальный руководитель МБДОУ «Подснежник», Почетный работник общего образования РФ. Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста по приобщению к истории и культуре семейских Забайкалья Представленная программа «Родники» является второй частью ООП МБДОУ « Подснежник», формируемой участниками образовательного процесса, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. Особое внимание уделено обобщению многолетнего опыта сохранения уникальных культурных традиций семейских Республики Бурятия у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа может быть рассмотрена как форма трансляции исторической памяти и этнокультурных традиций молодому поколения. Программа адресована педагогам дошкольного образования детей, специалистов в области педагогики, родителям. УДК 373.2.016 ББК 74.102 © Баженова О.Ф., Петрова Т.А. © МБДОУ «Подснежник» с. Бичура © РОО «Общество культуры семейских РБ», 2018 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка - Цели и задачи программы «Родники» - Принципы и подходы к формированию программы - Значимые для разработки программы характеристики 1.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного уровня 1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Формы организации образовательной деятельности в ходе реализации Программы 2.2. Содержание модуля «История и культура семейских Забайкалья» 2.3. Тематическое планирование образовательного процесса 2.4. Работа с родителями 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Распорядок и/или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Патриотическое отношение к Родине, под которым понимают особое отношение любви к земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживает события жизни и говорит на одном языке, формируется в ходе всей жизни человека. Основа патриотизма - чувство привязанности к месту жительства, к людям его населяющем, на изучении истории Отечества, гордости за ее успехи. Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении - это систематическая и целенаправленная деятельность. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Программа «Родники» (далее — Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ о этнокультурному образованию семейских Забайкалья. МБДОУ «Подснежник» является победителем I Республиканского фестиваля «Лучшие образовательные практики приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских РБ». Детский сад имеет статус Республиканской стажировочной площадки по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских РБ. Дошкольный возраст – период формирования основ личности, располагающий огромными возможностями для формирования высших социальных чувств, важнейшим из которых является чувство патриотизма. Патриотизм - это «синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, стремлении и умении беречь и приумножать свои традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли». Актуальность программы обусловлена необходимостью начинать воспитание патриотизма в дошкольном возрасте т.к. в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сенситивным для эмоциональнопсихологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. По мнению исследователей, задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в том, чтобы «пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать». Исходя из этого, главное направление патриотического воспитания программы сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством формирования этнокультурной идентичности семейских, проживающих на территории Республики Бурятия, в соотнесении с российской идентичностью как многонациональной, гражданской и патриотической. 5 Новизна программы основана на выстраивании новой стратегии, позволяющей эффективно «проращивать» традиционную народную семейскую культуру в современную жизнь. Достижение определенной цели осуществляется в организации разнообразной социокультурной деятельности детей (игровой, познавательной, исследовательской, художественно-творческой, экскурсионной). Организация работы определяется обращенностью к фактам, явлениям локальной истории, географии «малой родины», её этнографическим и культурным особенностям. Интересен подход авторов программы в использовании элементов технологий музейной педагогики, в адаптации технологий познавательно-исследовательской деятельности дошкольников сообразно с конкретным содержанием краеведческого исследования и познавательными возможностями детей дошкольного возраста. Цель программы состоит в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья путем организации активного восприятия и изучения (исследования) традиционной этнической культуры и создания собственных исследовательских творческих работ. Задачи: Привлечь детей к активной работе по изучению истории и культуры семейского народа. Формировать нравственные качества у детей дошкольного возраста при изучении историко-культурного наследия предков. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через исследовательскую работу. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления в разных видах детской деятельности. Заинтересовать, привлечь родителей к содействию в создании детских исследовательских работ. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень достижений, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Принципы и подходы к формированию Программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно- 6 личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель- ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская). При реализации Программы важно придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса: Принцип историзма, согласно которому программа реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое (давным-давно было), настоящее (сейчас, в наши дни) и будущее (скоро будет). Принцип гуманизации, предполагающий умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации, который заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе этнокультурного образования с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности, реализующийся в сотрудничестве с разными социальными институтами в естественном включении краеведческого материала в основную образовательную программу ДОУ и на основе интеграции разных 7 образовательных областей (организация образовательного процесса на основе тематического планирования). Принцип позитивного центризма, который осуществляется путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста. Принцип активности и самостоятельности, основанный на активном сотворчестве и сотрудничестве взрослых и детей: педагог создает условия и поощряет творческую активность детей, организуя ситуации, в которых каждый ребенок становится художником, поэтом, певцом, ученым и реализует свое творческое начало в коллективной и индивидуальной деятельности. Принцип наглядности, т.е. использование современных наглядных средств (презентации, аудиокниги, клипы, слайд-шоу), которые создают развернутую картину действий и результатов. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, согласно которому главная цель образования – ребенок, со своими особенностями, индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью. Принцип познавательной выразительности, основанный на использовании приемов «эмоционального подкрепления». Принцип успешности: дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию. Принцип коммуникативности, основанный на воспитании у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которого формируются позитивные мотивы социальной деятельности. Принцип непрерывности, когда формирование патриотических чувств не ограничивается рамками данной программы, а продолжается в группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образования. 1.1. Значимые для разработки программы характеристики: Направленность на развитие личности ребенка Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленность Программы В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к малой Родине, её народу, его самобытной культуре, гордости за его достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Гендерный аспект Программы Одной из актуальных задач Программы является гендерный аспект в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Разнообразные формы работы с детьми, направленные на формирование у ребенка гендерной принадлежности и основанные на духовно-нравственном педагогическом опыте семейного воспитания старообрядцев Забайкалья, включены в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Суть гендерного воспитания детей состоит не только в формировании у них качеств, присущих обеим полам, но и в обучении их толерантности по отношению друг к другу. 8 Направленность на изучение трудовых традиции семейских Забайкалья - одна из важных особенностей Программы. Опыт работы МБДОУ «Подснежник» позволяет утверждать, что через организацию образовательной проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно сохранить и актуализировать особенности трудовой культуры семейских Забайкалья. Это способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. 1.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Развивается общение как вид деятельности. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага. Этот возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» 9 Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них. В старшем дошкольном возрасте отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем. К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности. В старшем дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я. 10 1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Успешное освоение данной Программы способствует достижению следующих целевых ориентиров, представленных ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования: -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляя свои чувства, в т.ч. веру в себя; -достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; -проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т.п. способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Содержание программы и исследовательская деятельность в ходе реализации программы содействует в освоении ребенком целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика Реализация программы «Родники» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); игровой деятельности; познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и 11 автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); художественной деятельности; физического развития. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательная область «Познавательное развитие». Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей в процессе приобщения к истории и культуре семейских. Задачи познавательного развития : • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации • Формирование познавательных действий, становление сознания • Развитие воображения и творческой активности • Формирование первичных представлений о себе, других людях (пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях, о традициях и праздниках семейских Забайкалья. Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»: 1 Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 2 Приобщение к социокультурным ценностям. Тема Тема 1. «История появления семейских в Забайкалье» Тема 2. «Хозяйственная деятельность семейских». Примерное содержание -НОД «Кто такие староверы?». -Просмотр видеофильмов на канале YouTube: «Семейские староверы Забйкалья», «Путь Аввакума. Семейские», «Сокровища Вятки -старообрядцы», «Кто такие старообрядцы, староверы», «Старообрядцы». -Рассматривание и чтение книг «История старообрядчества в стихах и картинах»(УМК «Цветок в янтаре»), Ф.Ф.Болонева «Семейские Забайкалья». -Работа с инфокартой «Семейские Забайкалья». -встречи со служителями и прихожанами древлеправославной церкви. -экскурсия по виртуальной галерее «История старообрядчества в картинах художников». - НОД «Орудия труда». -опытно -экспериментальная деятельность детей «Семейский огород». - видеоэкскурсия по этнографическому музею г. Улан-Удэ - создание мини – музея в группе, краеведческого музея в ДОУ. -экскурсия в краеведческий музей. -просмотр видеофильма « Мы – часть твоя, Великая Россия. 12 Тема 3. Одежда семейских Тема 4. Традиционная кухня семейских Тема 5. Музыкальное искусство семейских Тема 6. Фольклор семейских Тема 7. Домовая семейских роспись Тема 8. Праздничные обычаи и традиции семейских Тонкая нитка. Старообрядцы»(Хасурта). «Подворье семейских.Тарбагатай» «Моя Бурятия. Семейские» -знакомство с детской энциклопедией «Культура семейских Забайкалья» (УМК «Цветок в янтаре») -знакомство с земледельческим календарем семейских( Проекты «Хлеборобы земли Сибирской», «Овощеводы земли сибирской»). -НОД «Семейская одежда» -Эксурсия в краеведческий музей - Презентация «Тайны бабушкиного сундука» -НОД «Семейская кухня». -мастер-класс «Готовим блюда семейской кухни» (затерка, калачики, тарки и т.д из картотеки УМК) -просмотр видео-роликов по изготовлению семейской затерки, хвороста, яишни, выпечки хлеба в русской печке. -дегустация блюд семейской кухни. -просмотр видеофильма «В гостях у семейских Забайкалья». -НОД «Музыкальное искусство семейских» -просмотр видеофильмов : «Семейская круговая.Чикой» «Частушки. Семейские староверы. Тарбагатай» «Семейские песни» -знакомство с видеохрестоматией семейских песен в исполнении народных хоров и ансамблей сел Большой Куналей, Урлук, Тарбагатай и др. -презентация «Знаменное пение семейских- всемирное наследие». -рассматривание фотоальбомов «Фольклорные ансамбли семейской песни Республики Бурятия» -экскурсия в библиотеку -встречи с бабушками, старожилами села. -просмотр видеофильма «Семейские»(говор). -цикл занятий «Знакомство дошкольников с домовой росписью семейских». -презентация «Домовая роспись семейских» -мастер-класс «Роспись утвари». -просмотр видеофильма «Мой семейский дом – наследие предков» -работа с земледельческим календарем семейских Забайкалья(картотека УМК) -знакомство с месяцесловом семейских. -НОД «Праздники семейских»( по каждому празднику). 2.2. Образовательная область «Речевое развитие» Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения 13 Задачи речевого развития : Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие интонационной культуры речи; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров устного народного творчества семейских; Направления ОО «Речевое развитие»: 1. Развитие речи 2. Приобщение к фольклору семейских Забайкалья и художественной литературе. 2.3.Образовательная область «Художественно эстетическое развитие». Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне культуре семейских, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать уникальное музыкальное искусство семейских Забайкалья. Задачи художественно-эстетического развития: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры семейских (словесного, музыкального, изобразительного). Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие народной семейской музыки, художественной литературы, семейского фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Направления художественно-эстетического развития: Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкальная деятельность. Тема Тема 1. «История появления семейских в Забайкалье» Примерное содержание -знакомство со стихотворениями о старообрядцах: Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Дедушка», Ф.Ф. Болонев «Цветок в янтаре», «Мое село» Амарсаны Улзытуев «Семейские», Ю.Оргин « Помню деревню за рекою» и др. -чтение стихотворений авторов – старообрядцев: П. Антропов «Предки», И. Полубояринова «Раскол», И. Парамонов «Боярыня Морозова», А. Золотухина «В память деда», П. Долгов «Старообрядцы», 14 П. Шмаков «Старовер», Л.В. Серебренникова «Повесть о первом жителе села Бичура» и др. -знакомство с преданиями о протопопе Аввакуме: «О жизни Аввакума до Никона», «Аввакум – проповедник правды», «Богоданный ум», «Об Аввакуме – страдальце», «За что Аввакум пострадал», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. -знакомство с легендами: «Легенды о Бичурской земле». -Чтение рассказов о переселении староверов в Забайкалье: «Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру», «О встрече семейских с бурятами», «Родословная Рыжаковых» и др. (из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре») Тема 2. -Работаем экскурсоводами «Лента времени»(как менялись орудия «Хозяйственная труда и предметы быта в течение времени) деятельность -лэпбук «Семейское подворье» семейских». -Дидактические игры: пазлы «Орудия труда», «Предметы быта». «Убери лишнее». «Волшебные окна» (определитель). «Найди женские (мужские) орудия труда». - альбомы для рассматривания «Орудия труда», «Предметы быта». -работа со словарем Юмсуновой «Словарь говоров семейских». -знакомство с пословицами и поговорками семейских о работе и труде. Тема 3. -беседы со старожилами села «В чем ходили наши бабушки». Одежда семейских -дидактические игры: «Одень куклу», «Что здесь лишнее», «Что для девочки, а что для мальчика?» и др. -рассматривание альбомов «Семейская одежда» -Работа со словарем «Название элементов семейской одежды». -лэпбук «Одежда семейских» Тема 4. - -дидактические игры: Традиционная кухня «Сложи картинку», «Выбери ингредиенты», «Что лишнее» и др. семейских -рассматривание альбомов «Блюда семейской кухни», «Утварь». -знакомство с пословицами и поговорками, частушками из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре». Тема 5. -разучивание частушек, песен – инсценировок из хрестоматии 15 Музыкальное искусство семейских «Цветок в янтаре». Тема 6. Фольклор семейских Тема 7. Домовая роспись семейских -знакомство с хрестоматией «Цветок в янтаре» -чтение книжек-малышек по домовой росписи; -разучивание стихов о элементах домовой росписи; -работа со словарем по знакомству с элементами домовой росписи; -дидактические игры: «Дорисуй узор», «Посмотри и раскрась», «Нарисуй узор» и др. Тема 8. -разучивание рождественских стихов, святочных колядок, Праздничные обычаи закличек, примет, оборотов семейской речи из хрестоматии и традиции семейских «Цветок в янтаре». 2.3. Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне культуре семейских, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать уникальное музыкальное искусство семейских Забайкалья. Задачи художественно-эстетического развития: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры семейских (словесного, музыкального, изобразительного). Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие народной семейской музыки, художественной литературы, семейского фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Направления художественно-эстетического развития: Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкальная деятельность. Тема Тема 1. «История появления семейских в Забайкалье» Тема 2. Примерное содержание -Разучивание игры – инсценировки «Жил я у пана»; -слушание старообрядческого церковного пения (духовных стихов и знаменного пения): «Ввозшед на небеса» «Волсви персидстии», «Милость мира» и др. -разучивание стихов: - В.Ф. Пантелеевой «Семейские», - В.Н. Рябова «Поселились наши предки за Байкалом» и др. -работа в альбомах для раскрашивания: 16 «Самопрялка», «Ставни», «Кудри» и др. -слушание семейских народных песен: «Скочил козел в огород», «Уш у Аннушки у пеце» и др -знакомство с загадками, колыбельными песнями, закличками, приметами семейских. Тема 3. - Детский исследовательский проект «Как шили Варе сарафан». Одежда семейских -Разучивание семейских частушек, где упоминаются элементы семейской одежды. -цикл занятий по аппликации «Украшение семейского костюма» и ручному труду «Семейский пояс», «Янтари», «Кукласамоделка в семейском сарафане из бумаги». -кружковая работа с девочками по изготовлению накосника и девичей повязки на голову -Конкурс – дефиле «Мой семейский сарафан». Тема 4. -Цикл занятий по ручному труду с использованием соленого теста Традиционная кухня «Семейские постряпушки», из пластилина «Утварь для кухни». семейских -разучивание частушек, где упоминаются семейские блюда. «Хозяйственная деятельность семейских». Тема 5. Музыкальное искусство семейских - работа с музыкально –озвученными книгами «Семейские песни», «Частушки». -встречи с фольклорными коллективами и исполнителями народных семейских песен. -разучивание элементов семейской народной пляски. -цикл занятий по слушанию семейских народных песен. Тема 6. - викторины «Знатоки семейских пословиц и поговорок» Фольклор семейских -рисунки детей «Нарисуй загадку». -соревнования частушечников: «Кто больше знает семейских частушек», между мальчиками и девочками. -выставка детских рисунков «Предания и легенды семейских Забайкалья». -создание мультфильмов по сказкам и потешкам. Тема 7. -работа в рабочей тетради «Домовая роспись». Домовая роспись -рассматривание альбомов «Домашняя утварь», «Семейские семейских дома» и т.д. -работа в альбомах для раскрашивания. Тема 8. -- -праздники «Пасха», «Троица», «Рождество» и тд. Праздничные обычаи -развлечения «Посиделки», «Вечорки» и т.д. и традиции семейских - сетевое взаимодействие с другими ДОУ по диссеминации опыта проведения праздников и развлечений по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре семейских. -продуктивная творческая деятельность детей. 2.4. Образовательная область «Физическое развитие» Основная цель: 17 Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья и здорового образа жизни на основе знакомства с культурой семейских Забайкалья. Задачи образовательной области «Физическое развитие»: • Развитие физических качеств; • Овладение народными подвижными играми с правилами семейских Забайкалья; • Становление ценностей здорового образа жизни и овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) на примере жизни старообрядцев-семейских. Направления образовательной области «Физическое развитие»: 1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 2. Физическая культура. Тема Примерное содержание Тема 1. -беседа о здоровом образе жизни старообрядцев-семейских. «История появления Подвижные игры: семейских в -«Шагайки». Забайкалье» -по типу Ловишки(плюшки, пятнашки, ляпки). -«На Москву». Тема 2. -презентация «Здоровая пища со своего огорода». «Хозяйственная Подвижные игры: деятельность -Лапта семейских». -«Капустка» -зоска -урожайные игры:«Пашем землю», «Пахари и жнецы», «Бороним поле» Тема 3. - Кулюкушки (прятки) Одежда семейских Тема 4. - встречи со старожилами села, беседа о здоровом питании Традиционная кухня семейских. семейских Тема 5. Карусель с лентами Музыкальное искусство семейских Тема 6. - разучивание считалок Фольклор семейских Игры: «В колдуна», «В попа». Тема 7. Раскраска узоров, яиц. Домовая роспись семейских Тема 8. Дидактическая игра «Постная пища», «Обрядовая пища». Праздничные обычаи -Катание яиц на Пасху и традиции семейских -игры на качелях 2.5 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Основная цель: 18 позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Задачи: 1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в культуре семейскихстарообрядцев, включая моральные и нравственные ценности. 2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на примерах из жизни семейских.. 3. Создавать условия для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к своему роду и предкам. 4. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества семейских Забайкалья. 5. Способствовать формированию основ безопасного поведения старообрядцев семейских в быту и природе. Тема Примерное содержание Тема 1. -реализация детско-взрослых проектов: «История появления «Мы – семейские!», семейских в «Моя родословная», Забайкалье» «Бабушкина икона» и др. Тема 2. -детские исследовательские проекты: «Хозяйственная «Один день из жизни семейской женщины», деятельность «Самопрялка – самопрялочка», «Чудо из глубины веков» семейских». (люлька) и др. -Кружковая работа: «Вязание половиков» (девочки) «Плетение корзин» (мальчики) -сюжетно-ролевые игры с макетом «Семейская изба». -конкурсы «Бравые и удалые» для мальчиков и девочек. Тема 3. -Создание коллекций: Одежда семейских детские и взрослые семейские костюмы, пояса, янтари и запонки, платки куклы в семейских костюмах и кукол самоделок. -детский исследовательский проект «В гостях у бабушки Хавроньи» (знакомство с семейским поясом). Тема 4. - Сюжетно-ролевая игра «Готовим по – семейски» Традиционная кухня - ярмарка семейских блюд «Стряпаем вместе с бабушкой» семейских -детский исследовательский проект «Рецепты моей бабушки» (изготовление домашней лапши). Тема 5. -Детский исследовательский проект «Частушки моего села». Музыкальное -конкурс ДОУ «Пой, гармонь, звени, частушка!» искусство семейских -встречи с фольклорными коллективами семейской песни. Тема 6. - проект «Знакомство с бытом и культурой семейских через Фольклор семейских театральную деятельность»: 19 -выполнение домашних заданий вместе с родителями. Тема 7. -детский исследовательский проект «Мастер золотые руки»( о Домовая роспись творчестве Савельева С.К.) семейских -выставка детских работ(рисунков и поделок) -кружковая работа с одаренными детьми. Тема 8. -фестиваль «Семейские янтари» Праздничные обычаи -научно-практическая конференция «Бережем традиции». и традиции семейских 2.5. Формы организации образовательной деятельности, используемые в ходе реализации программы Беседы с сопровождением презентацией, слайд-шоу, просмотром видеофильмов; Различные виды экскурсий (музейные, фотоэкскурсии, виртуальные экскурсии, экскурсии в художественную галерею и т.д.); Литературные (музыкальные) гостиные, поэтические вечера; Детские творческие (исследовательские) проекты; Встречи с интересными людьми; Образовательная событийность (занятия, праздники, развлечения и др.); Творческие мастерские, мастер – классы. Содержание Программы «Родники» включает модуль - история и культура семейских Забайкалья. Реализация модуля возможна в автономном режиме и в режиме интеграции. Программа построена с учетом поэтапного усложнения изучаемого материала, его развития и обогащения. Материалы данной программы осваиваются дифференцированно, в зависимости от уровня развития познавательных, художественных и творческих способностей детей, которые определяются в ходе наблюдений во время вводных занятий. Основная задача познакомить детей с историей поселения и культурой старообрядцев Забайкалья. Воспитательная задача модуля – формирование личной потребности в познании своего прошлого, своих корней, своих истоков и культуры семейских - старообрядцев Забайкалья. Содержание модуля «История и культура семейских Забайкалья» Тема 1. История появления семейских в Забайкалье Жизнь до раскола. Никоновские реформы, раскол и гонения на защитников старой православной веры. Переселение старообрядцев в Забайкалье. Тема 2. Хозяйственная деятельность семейских Семейский дом и двор. Труд мужчин. Труд женщин Тема 3. Одежда семейских Женская одежда. Мужская одежда. Детская одежда Тема 4. Традиционная кухня семейских Пища семейских. Традиционная пища. Обрядовая пища. Тема 5. Музыкальное искусство семейских Знакомство со знаменным пением. Многоголосная семейская песня. 20 Тема 6. Фольклор семейских Частушки, потешки, пословицы и поговорки, колыбельные, считалки, загадки, афоризмы, предания и легенды. Тема 7. Домовая роспись семейских Наружная роспись домов. Внутренняя роспись дома. Роспись домашней утвари. Тема 8. Праздничные обычаи и традиции семейских Новолетие. Покров Пресвятой Богородицы.Рождество Христово. Масленица. Пасха. Троица. 2.6. Тематическое планирование № Модули и темы Количество часов в месяц 1. История появления семейских в Забайкалье 2 ч. (4 занятия) 2. Хозяйственная деятельность семейских 2 ч. (4 занятия) 1/1 3. Одежда семейских 2 ч. (4 занятия) 1/1 4. Традиционная семейских кухня 2 ч. (4 занятия) 1/1 5. Музыкальное семейских искусство 2 ч. (4 занятия) 1/1 6. Фольклор семейских 2 ч. (4 занятия) 1/1 7. Домовая роспись семейских 2 ч. (4 занятия) 1/1 8. Праздничные традиции 2 ч. (4 занятия) 0/2 16 часов/ 32 занятия 8/8 обычаи Итого: Количество часов (ознакомление/ закрепление) 1/1 и Тема 1. «История появления семейских в Забайкалье» 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание -НОД «Кто такие староверы?». -Просмотр видеофильмов на канале YouTube: 21 «Семейские староверы Забайкалья», «Путь Аввакума. Семейские», «Сокровища Вятки - старообрядцы», «Кто такие старообрядцы, староверы», «Старообрядцы». -Рассматривание и чтение книг «История старообрядчества в стихах и картинах» (УМК «Цветок в янтаре»), Ф.Ф. Болонева «Семейские Забайкалья». -Работа с инфокартой «Семейские Забайкалья». -встречи со служителями древлеправославной церкви. 2.2 Речевое развитие и прихожанами -экскурсия по виртуальной галерее «История старообрядчества в картинах художников». -знакомство со стихотворениями о старообрядцах: Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Дедушка», Ф.Ф. Болонев «Цветок в янтаре», «Мое село» Амарсаны Улзытуев «Семейские», Ю. Оргин « Помню деревню за рекою» и др. -чтение стихотворений авторов –старообрядцев: П. Антропов «Предки», И. Полубояринова «Раскол», И. Парамонов «Боярыня Морозова», А. Золотухина «В память деда», П. Долгов «Старообрядцы», П. Шмаков «Старовер», Л.В. Серебренникова «Повесть о первом жителе села Бичура» и др. -знакомство с преданиями о протопопе Аввакуме: «О жизни Аввакума до Никона», 22 «Аввакум – проповедник правды», «Богоданный ум», «Об Аввакуме – страдальце», «За что Аввакум пострадал», «Как Аввакум попал в Сибирь» и др. -знакомство с легендами: «Легенды о Бичурской земле». -Чтение рассказов о переселении староверов в Забайкалье: «Как мы поселились в Бичуре», «О первых поселенцах», «За свою веру», «О встрече семейских с бурятами», «Родословная Рыжаковых» и др. 2.3 (из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре») Художественно – -Разучивание игры – инсценировки «Жил я у пана» эстетическое -слушание старообрядческого церковного пения(духовных развитие стихов и знаменного пения): «Ввозшед на небеса» «Волсви персидстии», « Милость мира» и др -разучивание стихов: В.Ф. Пантелеевой «Семейские», 2.4 Физическое развитие В.Н. Рябова «Поселились наши предки за Байкалом» и др. -«Шагайки». -по типу Ловишки(плюшки, пятнашки, ляпки). 2.5 Социальнокоммуникативное развитие -«На Москву». -реализация детско-взрослых проектов: 23 «Мы – семейские!», «Моя родословная», «Бабушкина икона» и др. Тема 2. « Хозяйственная деятельность семейских» 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание - НОД «Орудия труда». -опытно-экспериментальная деятельность детей «Семейский огород». - видеоэкскурсия по этнографическому музею г. Улан-Удэ - создание мини-музея в группе, краеведческого музея в ДОУ. -экскурсия в краеведческий музей. -просмотр видеофильма « Мы – часть твоя, Великая Россия. Тонкая нитка. Старообрядцы» (Хасурта). «Подворье семейских.Тарбагатай» «Моя Бурятия. Семейские» -знакомство с детской энциклопедией «Культура семейских Забайкалья» (УМК «Цветок в янтаре») 2.2 Речевое развитие -знакомство с земледельческим календарем семейских( Проекты «Хлеборобы земли Сибирской», «Овощеводы земли сибирской»). -Работаем экскурсоводами «Лента времени» (как менялись орудия труда и предметы быта в течение времени) -лэпбук «Семейское подворье» -Дидактические игры: пазлы «Орудия труда», «Предметы быта». «Убери лишнее». «Волшебные окна» (определитель). 24 «Найди женские (мужские) орудия труда». - альбомы для рассматривания «Орудия труда», «Предметы быта». -работа со семейских». 2.3 словарем Юмсуновой «Словарь говоров -знакомство с пословицами и поговорками семейских о работе и труде. Художественно – -работа в альбомах для раскрашивания: эстетическое «Самопрялка», «Ставни», «Кудри» и др. развитие -слушание семейских народных песен: «Скочил козел в огород», «Уш у Аннушки у пеце» и др 2.4 Физическое развитие -знакомство с загадками, колыбельными закличками, приметами семейских. -Лапта песнями, -«Капустка» -зоска 2.5 Социальнокоммуникативное развитие -урожайные игры: «Пашем землю», «Пахари и жнецы», «Бороним поле». -детские исследовательские проекты: «Один день из жизни семейской женщины», «Самопрялка – самопрялочка», «Чудо из глубины веков» (люлька) и др. -Кружковая работа: «Вязание половиков» (девочки) «Плетение корзин» (мальчики) -сюжетно-ролевые игры с макетом «Семейская изба». -конкурсы «Бравые и удалые» для мальчиков и девочек. 25 Тема 3. Одежда семейских 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание -НОД «Семейская одежда» -Эксурсия в краеведческий музей - Презентация «Тайны бабушкиного сундука» 2.2 Речевое развитие -беседы со старожилами села «В чем ходили наши бабушки». -дидактические игры: «Одень куклу», «Что здесь лишнее», «Что для девочки, а что для мальчика?» и др. -рассматривание альбомов «Семейская одежда» -Работа со словарем «Название элементов семейской одежды». 2.3 Художественно эстетическое развитие -лэпбук «Одежда семейских» – -Детский исследовательский проект «Как шили Варе сарафан». -Разучивание семейских частушек, где упоминаются элементы семейской одежды. -цикл занятий по аппликации «Украшение семейского костюма» и ручному труду «Семейский пояс», «Янтари», «Кукла-самоделка в семейском сарафане из бумаги». -кружковая работа с девочками по накосника и девичей повязки на голову 2.4 2.5 Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие изготовлению -Конкурс – дефиле «Мой семейский сарафан». Кулюкушки(прятки) -Создание коллекций: детские и взрослые семейские костюмы, пояса, 26 янтари и запонки, платки куклы в семейских костюмах и кукол самоделок. -детский исследовательский проект «В гостях у бабушки Хавроньи» (знакомство с семейским поясом). Тема 4. Традиционная кухня семейских 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание -НОД «Семейская кухня». -мастер-класс «Готовим блюда семейской кухни» (затерка, калачики, тарки и т.д из картотеки УМК) -просмотр видео-роликов по изготовлению семейской затерки, хвороста, яишни, выпечки хлеба в русской печке. -дегустация блюд семейской кухни. 2.2 Речевое развитие -просмотр видеофильма «В гостях у семейских Забайкалья». -дидактические игры: «Сложи картинку», «Выбери ингредиенты», «Что лишнее» и др. -рассматривание «Утварь». 2.3 2.4 2.5 альбомов «Блюда семейской кухни», -знакомство с пословицами и поговорками, частушками из материалов хрестоматии «Цветок в янтаре». Художественно – -Цикл занятий по ручному труду с использованием соленого теста «Семейские постряпушки», из пластилина «Утварь для эстетическое кухни». развитие -разучивание частушек, где упоминаются семейские блюда. Семейские народные игры. Физическое развитие -Сюжетно-ролевая игра «Готовим по – семейски» Социальнокоммуникативное - ярмарка семейских блюд «Стряпаем вместе с бабушкой» развитие -детский исследовательский проект «Рецепты бабушки» (изготовление домашней лапши) моей 27 Тема 5. Музыкальное искусство семейских 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание -НОД «Музыкальное искусство семейских» -просмотр видеофильмов: «Семейская круговая. Чикой» «Частушки. Семейские староверы. Тарбагатай» «Семейские песни» -знакомство с видеохрестоматией семейских песен в исполнении народных хоров и ансамблей сел Большой Куналей, Урлук, Тарбагатай и др. -презентация «Знаменное пение семейских- всемирное наследие». 2.2 Речевое развитие 2.3 Художественно эстетическое развитие -рассматривание фотоальбомов «Фольклорные ансамбли семейской песни Республики Бурятия» -разучивание частушек, песен – инсценировок из хрестоматии «Цветок в янтаре». – - работа с музыкально-озвученными книгами «Семейские песни», «Частушки». -встречи с фольклорными коллективами исполнителями народных семейских песен. и -разучивание элементов семейской народной пляски. 2.4 2.5 Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие -цикл занятий по слушанию семейских народных песен. Карусель с лентами -Детский исследовательский проект «Частушки моего села». -конкурс ДОУ «Пой, гармонь, звени, частушка!» -встречи с фольклорными коллективами семейской песни. 28 Тема 6. Фольклор семейских 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание -экскурсия в библиотеку -встречи с бабушками, старожилами села. -просмотр видеофильма «Семейские» (говор). -знакомство с хрестоматией «Цветок в янтаре» 2.2 Речевое развитие 2.3 Художественно – -викторины «Знатоки семейских пословиц и поговорок» эстетическое -рисунки детей «Нарисуй загадку». развитие -соревнования частушечников: «Кто больше знает семейских частушек», между мальчиками и девочками. -выставка детских рисунков «Предания и легенды семейских Забайкалья». 2.4 Физическое развитие -создание мультфильмов по сказкам и потешкам. -разучивание считалок Игры: 2.5 «В колдуна», «В попа». -проект «Знакомство с бытом и культурой семейских через Социальнокоммуникативное театральную деятельность»: развитие -выполнение домашних заданий вместе с родителями. Тема 7. Домовая роспись семейских 2.1 Образовательная область Познавательное развитие Примерное содержание -цикл занятий «Знакомство дошкольников с домовой росписью семейских». -презентация «Домовая роспись семейских» -мастер-класс «Роспись утвари». -просмотр видеофильма «Мой семейский дом – наследие предков» 29 Речевое развитие -чтение книжек-малышек по домовой росписи -разучивание стихов о элементах домовой росписи -работа со словарем по знакомству с элементами домовой росписи. -дидактические игры: 2.3 «Дорисуй узор», «Посмотри и раскрась», «Нарисуй узор» и др. Художественно – -работа в рабочей тетради «Домовая роспись». эстетическое -рассматривание альбомов «Домашняя утварь», «Семейские развитие дома» и т.д. -работа в альбомах для раскрашивания 2.4 2.5 Физическое развитие -детский исследовательский проект «Мастер золотые руки»( Социальнокоммуникативное о творчестве Савельева С.К.) развитие -выставка детских работ(рисунков и поделок) -кружковая работа с одаренными детьми Тема 8. Праздничные обычаи и традиции семейских Образовательная Примерное содержание область -работа с земледельческим календарем семейских Забайкалья 2.1 Познавательное (картотека УМК) развитие -знакомство с месяцесловом семейских. 2.3 -НОД «Праздники семейских»( по каждому празднику). Речевое развитие -разучивание рождественских стихов, святочных колядок, закличек, примет, оборотов семейской речи из хрестоматии «Цветок в янтаре». Художественно – -праздники «Пасха», «Троица», «Рождество» и тд. эстетическое -развлечения «Посиделки», «Вечорки» и т.д. развитие - сетевое взаимодействие с другими ДОУ по диссеминации опыта проведения праздников и развлечений по приобщению детей дошкольного возраста к истории и культуре 30 семейских. 2.4 2.5 Физическое развитие -продуктивная творческая деятельность детей. -Катание яиц на Пасху -игры на качелях -фестиваль «Семейские янтари» Социальнокоммуникативное -научно-практическая конференция «Бережем традиции» развитие 2.4. Работа с родителями Согласно ФГОС ДО, одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие в образовательном процессе принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания. Особое значение придается использованию активных форм: тематических вечеров, фестивалей, конкурсов, выставок. Основной формой работы является создание и защита творческого проекта, который ребенок создает вместе с родителями. В неформальной обстановке родители имеют возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей по созданию исследовательских проектов. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников строится на основных положениях, определяющих методику организации сотрудничества: 1) единство в решении целей и задач в вопросах этнокультурного образования ребенка; 2) системность и последовательность работы в соответствии с планом программы в течении всего года; 3) индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье с учетом их способностей и возможностей; 4) взаимное доверие и взаимопомощь педагога, родителей и специалистов ДОУ. Для построения гармоничных отношений всех субъектов образовательного процесса, родители и педагоги должны прилагать усилия для создания благоприятных условий развития для ребёнка, который является центром всей образовательной деятельности взрослых, мотивы деятельности и возможности которого являются приоритетными. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы. 31 Материально-техническое оснащение направлено на приобщение воспитанников к истории и культуре семейских Забайкалья. Материально техническое оснащение и оборудование, пространственная организационная среда соответствует санитарногигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей отвечают требованиям охраны труда. Материально-техническая база периодически претерпевает преобразования, трансформируется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Направление работы Вид помещения Кабинет заведующего Организационное Методический кабинет Основное предназначение Оснащение Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим персоналом и родителями. Компьютер, принтер, факс, интернет. Библиотека нормативной правовой документации. Документации по содержанию работы в учреждении по данной тематике. Осуществление методической помощи педагогам. Организация консультаций, педсоветов, семинаров, и других форм повышения педагогического мастерства. Компьютер, принтер, сканер, мультимедиа, ноутбук, фотокамера, фотоаппарат, интерактивная доска, интернет. Учебно –методический комплекс по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре семейских Забайкалья «Цветок в янтаре». Библиотека педагогической, Выставка научной, исторической, дидактических и методической, детской методических литературы, периодических материалов для изданий. организации работы Демонстрационный и с детьми по раздаточный материал. различным Опыт работы педагогов. направлениям. Документация по содержанию образовательной работы учреждения (годовой план, 32 протоколы педсоветов, информация о состоянии работы по реализации парциальной программы «Родники» Музыкальный центр, видео и аудиотека, пианино,компьютер, видеопроектор,экран домашний кинотеатр, микрофоны, стойка для микрофона, колонки. Музыкальный и физкультурный залы Куклы в семейских костюмах, озвученные и неозвученные народные Музыкальные и музыкальные инструменты, изделия народного физкультурные занятия. Утренняя и творчества семейских. оздоровительная Театры разных видов с гимнастики. куклами в семейских Развлечения, костюмах. Детские и тематические, взрослые семейские музыкальнокостюмы. физкультурные досуги. Театральные Картотеки песенпредставления, инсценировок, народных праздники. семейских игр, танцев. Родительские собрания и прочие Аудио, видео, нотные мероприятия для хрестоматии семейских родителей. народных песен, частушек. Хрестоматия устного народного творчества Музыкальноозвученные книги «Семейские народные песни», «Частушки». 33 Спортивное оборудование для народных игр. Коридоры ДОО. Информационно – просветительская работа с сотрудниками учреждения и родителями. Стенды для родителей. Стенды для сотрудников Выставки творчества детского Мини-музеи Информация для воспитанников. Музей Макет «Семейская изба» Материалы по краеведению Макет «Семейское подворье» Прогулки, наблюдения. Семейский огород, участок лекарственных трав, Игровая деятельность. Зеленая зона участка. цветники, клумбы. Самостоятельная двигательная деятельность. Трудовая деятельность на участке, огороде, цветниках, клумбах. Центр «Традиции семейского народа»(материалы УМК) Проведения режимных моментов. Групповые комнаты. Макеты «Семейская изба». Совместная и самостоятельная деятельность. Занятия соответствие парциальной программой. Материал для трудовой деятельности на участке: лопатки, совки, грабли, рыхлители, перчатки, ведерки и т. д. Сюжетные ширмы в с Лэпбук подворье» Стена для творчества «Семейское детского Материалы для сюжетно – 34 ролевой игры «В гостях у семейских». Мини-музеи Ленты времени Коллекции(костюмов, кукол, игрушек семейских и т.д.). Семейский огород на окне. Уголок ручного труда(вязание половиков, плетение корзин, лепка из соленого теста и т.д.). Картотеки игр, инсценировок, потешек, считалок, загадок, пословиц и поговорок и т.д. Домашний кинотеатр для просмотра видеофильмов Музыкальный аудиотека с семейских песен центр, записями Библиотека с литературой для информации Ноутбук для работы информационными ресурсами. Информационнопросветительская Приемная комната работа с родителями. Информационные для родителей выставка с стенды детского 35 творчества. Мини-музеи. Экран, видеопроектор, Познавательное развитие. Расширение краеведческих представлений Детский кинотеатр детей, накопление познавательного опыта. компьютер колонки. Видеотека фильмов о семейских. записи концертов фольклорных коллективов Развитие творческих Оборудование к сюжетноспособностей ролевой игре «Семейская Игровая комната ребенка, стремление изба», «Семейское проявить себя в подворье» играх. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Программа «Родники» обеспечена учебно-методическим комплексом, работа над совершенствованием которого постоянно ведется авторским коллективом программы. УМК включает в себя 3 раздела: Информационно-методические пособия: Программа «Родники» Методические рекомендации к УМК Книга для рассматривания и чтения с детьми старшего дошкольного возраста»История старообрядчества в стихах и картинах» Детская энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья» Хрестоматия для детей дошкольного возраста «Цветок в янтаре» (устное народное творчество семейских Забайкалья) Сборник образовательных событий Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с семьей» Картотеки: песни - инсценировки, рецепты семейской кухни, элементы домовой росписи 36 Методическая разработка «Использование земледельческого календаря семейских в работе с детьми старшего дошкольного возраста » Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Домовая роспись семейских Забайкалья» Электронно – образовательные ресурсы Включает комплект аудио и видеоматериалов раздел наглядно – дидактический материал Альбомы для рассматривания Альбомы для раскрашивания Дидактические игры Книжки - малышки Лэпбук и макеты Книжки-самоделки. 3.3. Распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Циклограмма воспитательно-образовательного процесса по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории семейских Забайкалья (подготовительная группа). Дни недел и Пол НОД ови Кружкова Совместная деятельность Самостоятельная я работа деятельность на дня Поне Работа I в уголке дельн хрестоматиями, ик энциклопедией, книги с С дидактическими детской играми книгой для чтения и рассматривания Работа II с Работа в уголке изо с рабочей девочкам тетрадью по домовой росписи. и «Вязание половико в» вторн I НОД по Работа в музыкальном уголке по Альбомами ик реализац слушанию семейских песен, для рассматривания 37 ии работа с музыкальными книгами, парциал игра ьной рассматривание альбомов. на инструменте, програм мы «Родник и» согласно тематич еского планиро вания. Работа в уголке творчества: II Игры-инсценировки. среда Работа в мини-музеях. I II Работа с Работа мальчика в уголке С макетами природы- семейский огород на окне. ми «Плетени е корзин» четве Детский кинотеатр: рг Просмотр Альбомами познавательных для раскрашивания видеофильмов II Игровая комната: Сюжетно-ролевые, дидактические игры. пятни I Уголок познания: С музыкальными ца Работа с лэпбуками, инфокартой. играми Работа в уголке творчества: С атрибутами II Ручной труд с соленым текстом, сюжетно-ролевых игр. бумагой,тканью и пр. Циклограмма праздников, традиций и развлечений 38 События Месяц праздники сентябрь Развлечения традиции Капустные посиделки Ярмарка овощей с семейского подворья Октябрь Покров Ноябрь Конкурс знатоков фольклора семейских Декабрь Концерт семейских фольклорных коллективов(солистов) Январь Рождество, Святки Февраль Зимние вечорки Встречи со старообрядцами Март Конкурс «Бравые и удалые» Апрель Пасха Май Фестиваль «Живы традиции» Июнь Троица Июль КВН «Рецепты бабушки Экскурсия Агафьи» в древлеправославную церковь Август Успенье Особенности проведения событий: Разрабатываются на основе тематического планирования программы «Родники». Проводятся с учетом месяцеслова и земледельческого календаря семейских Забайкалья. Периодичность итоговых событий 1 раз в квартал после прохождения темы программы. 39 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно - пространственная среда (далее РППС) становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. При проектировании РППС учтены особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования программы, возможности и потребности участников образовательной деятельности. РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения. В соответствии со Стандартом развивающая предметно пространственная среда (РППС) должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста. открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности. среда должна быть: -содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; - трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей. - полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности; - доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. 40 Предметно-развивающая среда включает в себя: - «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей. - «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей. - «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр. - «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников. - «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность. - «Музыкальный центр» обеспечивает развитие музыкальных способностей. - «Центр ручного труда» обеспечивающий развитие трудовых навыков и умений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература: 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 247 с. 2. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» / Г.Н. Данилина. - М.АРКТИ, 2003. – 184 с. 3. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003. - 167 с. 4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2005. - 72с. 6. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре : Методическое пособие для ДОУ / И.Ф. Мулько. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. 7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственнопатриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ // Авт.- сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с. 8. Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - М: Линка – пресс, 2003. - 200 с. 9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. - 816 с. Историко-этнографическая литература о семейских Забайкалья: 1. Болонев Ф.Ф «А восстановление русского духа … все-таки произойдет от образованных старообрядцев» [О крупных меценатах России – выходцах из старообряд. среды] // Бурятия. – 1994. – 6 окт. 41 2. Болонев Ф.Ф. Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов юговосточной Сибири в XVIII - начале ХХ века. (Семейские Забайкалья): Дис. в виде науч. докл. … д-ра ист. наук. – Новосибирск, 1996. – 42 с. – Библиогр.: с. 39-42. 3. Болонев Ф.Ф. Об изменениях в быту и культуре русского (семейского) населения Бурятии // Этнографический сборник / БИОН. – 1969. – Вып. 5. – С. 24-41. 4. Болонев Ф.Ф. Семейские: Ист.-этнографические очерки. – 2-е изд., дораб. – УланУдэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. – 224 с.: ил.; Прил. (с. 188-197). – Библиогр.: с. 198-205. 5. Болонев Ф.Ф. Семейские Забайкалья в историко-этнографических исследованиях // Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX вв.). – Новосибирск, 1978. – С. 23-46. 6. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья: традиционная культура и современность: (К проблеме угасания старообрядчества) // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тезисы Междунар. науч. конф, г. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995 г. – Новосибирск, 1995. – Т.2: Археология. Этнография. – С. 88-90. 7. Глуховцев В.В. Семейские: (из личных наблюдений бичурца) // Восточное обозрение. – 1901. – № 17, 18. 8. Иванов С. Что говорили о семейских в прошлом // Бичурский хлебороб. – Бичура, 1993. – 20 авг. 9. Калашников П. «Раздайся, корогод» [О регион. науч.-практ. конф. «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья»] // Бурятия. – 2000. – 24 окт. – С. 1. 10. Лупанов А. История, язык и культура старообрядцев Забайкалья [О регион. науч.практ. конф. «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья»] // Тарбагатайская нива. – Тарбагатай, 2000. – 26 окт. 11. Мишла. Среди «семейских» и бурят / М.И. Орфанов // Русский курьер. – 1882. – № 208. 12. Петров В. Интерес к судьбе предков – приобщение к культуре: Семейские в Бурятии // Бурятия. – 1998. – 18 февр. 13. Петрова Е.В. Современное состояние культурной традиции среди семейских Бурятии: (социологический аспект) // Культурные традиции народов Сибири и Америки: Преемственность и экология: (горизонты комплексного изучения): Материалы междунар. симпозиума (Чита. 30 июня – 6 июля 1994 г.). – Чита, 1995. – С. 122-124. 14. Полищук Н.С. Быт и культура семейских // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1975. – Ч.2: Забайкалье. – С. 102-112. 15. Прыжов И.Г. Записки о Сибири. Староверы // Прыжов И.Г. Очерки, статьи, письма. – М.; Л., 1934. – С. 334-336. 16. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. - Иркутск, 1920. 81 с. 17. Семейские в панораме веков: (Материалы I респ. краевед. конф. школьников, с. Бичура, 23-24 апр. 1998 г.) / Сост. Т.Б. Молонова; М-во образования и науки Республики Бурятия. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 120 с. 18. Талько-Грынцевич Ю. Семейские (старообрядцы) в Забайкалье // Протоколы общего собрания / ТКОРГО. – 1894. – № 2. – С. 5-29. 19. Ушаров Н.В. Быт семейских: (Этнографический очерк) // Иркутские губернские ведомости. – 1864. – № 38-40, 48, 49. 42 20. Шишмарева Л. Соль земли [Семейские с. Бичура] // Правда Бурятии. – 1995. – 1 июля. 21. Элиасов Л. О семейских: Ист. справка // Бурят-Монг. правда. – 1958.– 22 февр. 22. Юмсунова Т.Б. Язык семейских - старообрядцев Забайкалья. - М., 2005. – 321с. Литература для детей: 1. По заветам старины. Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев – СПб, 2005. – 296 с. Хомяков Л.С. «Поэзия и проза старообрядцев семейских Республики Бурятия» 2. Рекомендуемые интернет-ресурсы: www.starover.net; www.wiki.starover.net; www.bichura.ru; www.bichbibl.ru; www.admbich.ru; http://starover.net/browse_videos.php; http://semeyskie.ru/; http://www.starovery.narod.ru/; http://semeiskie-yantari.uu24.ru/; zabava-folk.ru; http://ethnofund.ru/wordpress/publications/starovery; http://tradkulzab.narod.ru/; http://selorodnoe.ru/; http://russiasib.ru/semeiskie/; http://culture.ru/.